Татьяна Уколова: Спасать людей – мой профессиональный долг
В Нижнеудинске спасли двух подростков, заблудившихся в тайге
Порой детская самостоятельность приводит к большим бедам и даже трагедиям. Чтобы этого не случилось, рядом с детьми в нужное время и в нужном месте оказываются профессионалы-взрослые. Диспетчер пожарно-спасательной части № 54 города Нижнеудинска Татьяна Уколова с коллегами сумела спасти двух заблудившихся в труднодоступном месте подростков. Как проходила спасательная операция, узнала корреспондент «Областной».
Это дежурство в ночь на 20 февраля Татьяна запомнит надолго. Тревожный звонок от двух подростков 14 и 15 лет поступил под вечер.
– Помогите, мы заблудились. И взрослых никого нет рядом, – сказал детский голос. Паренек, назвавшийся Владом, рассказал диспетчеру, что вместе с другом Толиком он отправился в одно из красивейших мест Нижнеудинского района – на Уковский водопад.
Слышимость была крайне плохая. Свою сложную фамилию Влад произносил по буквам, пришлось буквально догадываться, с кем спасатели имеют дело. Оказалось, что парень уже не раз подкидывал взрослым задачки по поимке себя, любимого. Несколько раз он убегал из дома и его ссаживали с проходящих мимо Нижнеудинска поездов. Склонен к бродяжничеству, говорят про таких.
Но дети – это дети, и их надо было спасать.
– Для меня самым главным было установить путь, по которому двигались подростки. Они рассказали, что электричкой добрались до станции Куряты, посидели там и дальше отправились пешком, – рассказывает Татьяна Уколова. – Спрашиваю, сколько часов шли, в каком направлении? Я поняла, что они сбились с тропы и сильно углубились в лесной массив. Стала выяснять, во что одеты ребята, что у них есть из продуктов.
С собой у парней было немного хлеба, который они съели еще по дороге, и картошка. Спички были (целых пять коробков). И даже бумагу они догадались взять.
Поблуждав по лесу и прилично замерзнув, ребята развели костер и стали печь картошку. Потом еще раз попытались самостоятельно выйти на правильное направление. Приближалась ночь, сугробы в лесу становились все более непроходимыми. Поняв, что самостоятельно им не выйти, ребята приняли единственно верное решение – обратиться за помощью к взрослым.
Там, где оказались подростки, сотовой связи не было. Но телефон спасения 112 доступен и при отсутствии сети покрытия.
– Был страх, что сядет батарея телефона. Мы экономили ее, разговаривали только по делу, – вспоминает Татьяна. – С 11 часов вечера до двух часов ночи они звонили один раз в 20 минут. Потом стали звонить чуть реже. Около двух часов ночи позвонили и сказали, что костра уже нет, они замерзли.
Найти под снегом и в темноте дрова действительно было проблемой. Ребята, несмотря ни на что, потихоньку двигались вперед.
– Я просила, настаивала, умоляла – только не спите. Нельзя спать – это верная гибель. Говорила – бегайте, прыгайте, ищите ветки, палки.
Наконец любители экстрима вышли на какую-то сопку, о чем и рассказали диспетчеру. Какая сопка, как выглядит? Похожа на букву П, разъяснил Влад.
Ребята держались на редкость спокойно, не паниковали, на вопросы отвечали толково и решения принимали вместе с Татьяной.
– Я спрашивала у них подробности, например, есть ли у каждого варежки. У меня сын подросток, он их и не носит порой. Если бы и эти ребята ушли в лес с голыми руками, ничего хорошего бы не было. Но варежки, к счастью, у путешественников были. Я внушала ребятам мысль, что их обязательно спасут, их ищут. Надо потерпеть, только не спать, разговаривать со мной, звонить.
К началу спасательной операции подключился весь Татьянин караул, руководство, сотрудники полиции. Десятки взрослых не спали в эту ночь. Они и разгадали, что за таинственная сопка в виде буквы П, и где она находится.
Ночью взошла луна, стало немного светлее. Ребята решили спускаться с сопки, о чем и сообщили Татьяне. Она сказала им идти к единственно верному ориентиру – к реке. Толик и Влад так и сделали. Диспетчер подсказала им найти промоину и определить, в какую сторону течет река. Идти нужно было вверх по течению, в условленное место, где навстречу пропавшим уже двигались сотрудники полиции.
– По дороге к реке я сказала им разводить костры и греться так, чтобы телу жарко было. И только когда прогреются как следует, двигаться дальше.
Подростки, несмотря на усталость, упорно шли к реке. И уже под утро, когда стали видны первые признаки рассвета, обессиленные пацаны увидели взрослых мужчин, спешащих к ним навстречу.
После осмотра Толика и Влада оказалось, что медицинская помощь им не требуется. Около шести часов утра ребят просто развезли по домам. Четкая работа диспетчера, которая несколько часов оставалась единственной надеждой для детей, помогла этой истории закончиться благополучно. За 10 лет службы в МЧС России подобное в практике Татьяны случилось впервые.
Родители парней в спасательной операции участия не принимали. Никаких благодарных звонков ни от детей, ни от их родных в пожарно-спасательную часть № 54 так и не поступило. Спасенных Татьяна так и не увидела.
Волю эмоциям она дала только после того, как все закончилось благополучно. И только дома. Все-таки потрясение и переживание за детей были сильными. Ну, не случалось еще такого…
– А спасать приходится людей в разных ситуациях. Грибники летом не раз терялись – всех находили, – улыбается Татьяна.
Героиней себя она не считает, говорит – это была работа команды.
– Спасать людей – мой профессиональный долг. А в этой ситуации материнский инстинкт еще сработал, все же речь шла о детях, у меня самой их двое. И нельзя было подвести свою профессию.