ЖКХ-2019: что нового?
Каждый год приносит нам какие-то изменения и преобразования, главной задачей которых является изменить жизнь в лучшую сторону. Новые правила и стандарты касаются жилищно-коммунального хозяйства. Газета «Областная» обратилась за помощью к экспертам, чтобы максимально точно разобраться в нововведениях, вступивших в законную силу с нового года.
Минуя посредников
С 2019 года собственники многоквартирных домов могут заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО), к списку которых добавился региональный оператор по вывозу ТБО. Таким образом, из цепочки оплаты за потребленные ресурсы могут быть исключены управляющие компании.
Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с РСО является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику, минуя управляющую компанию. Вторым немаловажным плюсом является снижение вероятности банкротства управляющих компаний из-за долгов перед поставщиками ресурсов. Однако решение о переходе на прямые договоры с РСО собственники многоквартирных домов должны принять на общем собрании собственников жилья.
– Если взять Иркутск, то на прямые договоры по отоплению и горячей воде большинство управляющих компаний перешло еще два года назад. Никаких проблем для жителей не возникло. Переходя на прямые договоры с РСО, не требуется никаких дополнительных документов. Достаточно подписать протокол собрания собственников и отнести его в ресурсоснабжающую организацию. Далее собственники получают платежные документы с соответствующими реквизитами. В настоящее время идет процесс перехода на прямые договоры с МУП «Водоканал» и с региональным оператором по обращению с ТКО, – сообщил Михаил Дамешек, генеральный директор СРО «Содружество ЖКХ».
Андрей Пуцик, заместитель генерального директора ООО «РТ-НЭО Иркутск», отметил, что в настоящее время начисление за вывоз ТБО идет с площади жилого помещения. Однако законодатель предоставил свободу в части выбора способа оплаты.
С 1 марта вступили в силу новые стандарты работы для управляющих компаний.
– В настоящее время начисление за вывоз ТБО идет с площади жилого помещения. Как известно, в муниципалитетах ведется голосование по поводу способа оплаты. На мой взгляд, текущая конструкция более логична. Если произвести расчет по существующим нормативам, то с квадратного метра будет дешевле в среднем на 10%, чем с человека, – поделился мнением Андрей Пуцик.
Михаил Дамешек обратил внимание, что «мусорная реформа» добавила ряд функций управляющим компаниям, которые теперь отвечают за состояние контейнерных площадок. Например, один раз в десять дней в теплое время года надлежит проводить санитарную обработку контейнеров. Зона ответственности регионального оператора наступает с момента, когда отходы попали в мусоровоз, также он обязан убрать остатки ТБО с территории контейнерной площадки.
Кстати, оплачивать услуги ЖКХ граждане могут любым удобным способом – через кассы, с помощью терминалов, мобильных приложений или посредством интернета.
– Собственникам может показаться, что прямые договоры с РСО – это крайне неудобно, что их завалят многочисленными квитанциями. Отнюдь нет. Например, «Система Город» позволяет оплачивать все жилищно-коммунальные услуги в одно окно. При этом не обязательно иметь на руках платежный документ. Оператору будет достаточно назвать свой адрес проживания или лицевой счет, – сообщил Алексей Кохо, директор ООО «Иркутский биллинговый центр».
Налоговые льготы за капремонт
С 1 января текущего года субъекты Федерации могут устанавливать компенсацию взносов на капремонт для новых граждан. Соответствующие изменения вносятся в статью 169 Жилищного кодекса РФ.
– В настоящее время в Иркутской области порядка 30 категорий льготополучателей федерального и регионального уровней. Меры социальной поддержки по капремонту получают ветераны Великой Отечественной войны и труда, боевых действий, инвалиды первой и второй групп, труженики тыла, реабилитированные и т.д., – сообщил Кирилл Сороковников, начальник отдела начисления взносов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. – С июля 2016 года действует областной закон № 65-ОЗ, в рамках которого начали предоставлять меры поддержки отдельным категориям граждан, таким как одиноко проживающие собственники старше 70 лет – в размере 50% и 80 лет – в размере 100%. А также собственники, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигших возраста 70 лет – в размере 50%, 80 лет – 100%. С января 2019 года на компенсацию по капремонту могут рассчитывать семьи, в которых проживает инвалид I и (или) II группы, либо дети инвалиды.
Эксперт обратил внимание, что льгота не предоставляется при наличии задолженности по оплате за капремонт. В таком случае собственникам предлагают заключить договор реструктуризации долга сроком на один год. Наряду с погашением задолженности собственник берет на себя обязательства оплачивать текущие начисления. Только при полном погашении долга льготополучатель имеет право на компенсацию.
– У Фонда капремонта с министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области налажен информационный обмен. Раз в месяц мы передаем данные обо всех поступивших платежах, а министерство проводит выборку льготников на перечисление компенсации. Сотрудники фонда не знают, кто есть льготник. Начисление производится в полном объеме. Оплату собственникам также надлежит производить в полном объеме, чтобы потом получить компенсацию, предусмотренную законом, – подчеркнул Кирилл Сороковников.
Новые стандарты для УК
С 1 марта вступили в силу новые стандарты работы для управляющих компаний. По закону организации, управляющие многоквартирными домами, независимо от их формы (УК, ТСН, ТСЖ и ЖСК), должны иметь аварийно-диспетчерскую службу.
– По большому счету у каждой УК должна работать аварийно-диспетчерская служба. К сожалению, есть нерадивые компании, у которых ее нет в наличии. Одного сантехника на все аварийные случаи не хватает. Бывает, что сантехник работает в подвале, и сотовый недоступен. Есть примеры, когда заявки от жильцов не фиксируются, либо их оформляют ненадлежащим образом. Это все вызывает недовольство у населения, – приводит примеры Михаил Дамешек.
Теперь аварийно-диспетчерские службы ЖКХ обязаны отвечать на звонки клиентов в течение пяти минут. Если человек не дождался ответа, то у него должна быть возможность оставить голосовое сообщение. Диспетчер обязан перезвонить по заявке в течение десяти минут. На место аварии ремонтники должны прибыть в течение получаса, а вот срок устранения ЧП – не более трех дней. Войти в квартиру сотрудник УК обязан в бахилах, предъявив удостоверение.
– Кроме того, представительства УК должны быть расположены в радиусе 3 км от места проживания собственников многоквартирных домов. Для жильцов это вполне удобно, поскольку головной офис УК может находиться на другом конце города, а вопросы необходимо решать оперативно, – подчеркнул Михаил Дамешек.
Несоблюдение новых стандартов управляющим компаниям грозит не только штрафами, но и лишением лицензии.