Квартира в усадьбе: Как иркутские архитекторы восстанавливают историческую среду
Иркутск – город исторический, но его архитектурный облик уже давно не однороден. Даже в центре, где плотность памятников очень высока, точечная застройка часто диссонирует с окружающими зданиями. Редкий удачный пример гармоничного сочетания исторической среды и современного строительства – это жилые дома во дворе усадьбы по улице Карла Либкнехта, 13.
– Изначально перед нами стояла задача спроектировать административное здание, но уже в процессе строительства заказчик решил поменять назначение на жилое, – рассказал руководитель архитектурно-реставрационной мастерской АРМ-10, главный архитектор проекта Алексей Поликарпочкин.
Архитекторы-реставраторы изучили историю застройки улицы Карла Либкнехта и выявили стилистические особенности ее построек. Новое здание попытались вписать в историческую среду путем создания определенного образа, характерного для этого конкретного места, его истории, его «духа».
Участок, где был осуществлен проект, расположен во внутридворовой части ранее существовавшей исторической усадьбы. В ее глубине стояли два жилых дома и вспомогательные постройки, которые были снесены из-за ветхости. Архитекторы проекта учли, что новые здания находятся в исторической среде, в непосредственной близости от объектов культурного наследия. В итоге все декоративное убранство было создано близким по стилистике памятникам, расположенным вблизи, и выполнено в традиционных формах для иркутской деревянной и кирпичной застройки второй половины XIX века.
– Мы вписали здание в историческую застройку, используя приемы стилизации, – пояснила автор проекта Лидия Захарова. – При возрастающей плотности застройки необходимо не просто проектировать здания, но и грамотно вписывать их в уже существующий облик города. Деревянная малоэтажная архитектура Иркутска имеет определенные пропорции, масштаб, который мы постарались учесть.
– Современному архитектору необходимо бережно относиться к исторической застройке, создавая новые здания так, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование старого и нового, – добавил Алексей Поликарпочкин. – В нашем городе таких примеров немного, да и в мировой практике случаев, когда новое здание вписывается именно в деревянную историческую среду, можно пересчитать по пальцам.
Интересно, что два жилых двухэтажных многоквартирных дома, объединенных подвальным этажом, общей площадью 1342 квадратных метра только внешне выглядят как деревянные. На самом деле они выполнены из кирпича, на первом этаже украшенные штукатурными тягами и лепными элементами, а на втором утеплены и облицованы снаружи калеванной доской для имитации деревянного сруба. Окна украшены наличниками, углы выделены лопатками с накладной пропильной резьбой. Оба здания соединены деревянной галереей по второму уровню. На дворовом и на главных фасадах имеются крыльца. Основные объемы покрыты вальмовыми крышами, пристрой лестничных клеток – односкатной крышей. На вальмовых кровлях выполнены башни для акцентирования главных входов в здания. Причем продольные фасады внешне выглядят как кирпичные брандмауэрные стены.
– Заказчики зачастую не любят деревянные здания из-за их кажущейся недолговечности и неогнестойкости, – пояснил Алексей Поликарпочкин. – Данное здание – с виду деревянное, вовсе таковым не является. Это железобетонный каркас с кирпичным заполнением с последующей облицовкой калеванной доской для визуального единства с соседними зданиями. Несмотря на то что здание выглядит традиционно, оно не теряется во времени и является вполне современным. Кроме того, декор дома уникален и придуман нами на основе традиционного иркутского убранства. Таким образом, наблюдатель не будет обманут и легко определит период постройки здания.
В итоге у архитекторов получился интересный пример современного решения проблемы регенерации исторической среды. И жителям, судя по всему, это пришлось по вкусу, ведь квартиры в этих домах уже выкуплены.
– За более чем 20 лет работы с иркутскими объектами культурного наследия мы как никто другой знаем, любим и понимаем особенности его архитектуры, и нам очень больно видеть, как уничтожается та уникальная застройка, которая делает «лицо» нашего города, и как новые постройки уродуют исторические улицы, – подчеркнула Лидия Захарова. – При этом мы не призываем всех архитекторов проектировать стилизацию, мы просто хотим найти общий язык со средой, внимательно ее слушаем и пытаемся разговаривать с ней на ее языке.