Учитель из Иркутской области разработала финансовые игры для подростков
Директор Белореченского лицея Марина Тараканова заняла второе место во всероссийском конкурсе образовательных программ по финансовой грамотности. Она разработала школьный курс для старшеклассников. Учитель уверена: чтобы детям разбираться в сложных финансовых механизмах, нужно не только ориентироваться в понятиях и терминах, но и уметь ставить жизненные цели.
Быстро бежать или раньше выбегать
Марина Тараканова преподает в лицее географию и экономику, а с сентября 2018 года ведет у десятиклассников курс «Основы управления личными финансами». С ним она заняла второе место в III всероссийском конкурсе лучших методических разработок по школьному курсу «Основы финансовой грамотности».
– Все началось с того, что я приняла участие в семинаре Дмитрия Обердерфера «Финансовое благополучие и разумное управление личным капиталом». Такие встречи не просто расширяют кругозор, они дают поворотные точки мышлению. А если мыслишь по-другому, то и действуешь по-другому. На семинаре нас спросили: вы предпочитаете раньше выбежать или быстрее бегать? Я понимаю, что сейчас я быстро бегаю: стремлюсь познать механизмы финансового управления, сама осваиваю эту непростую грамоту. Но мне бы хотелось, чтобы мои ученики имели возможность раньше выбежать: обладали нужными знаниями и навыками, не только финансовыми, но и личностными, были увереннее в жизни, умели ставить цели и не боялись их достигать.
Разработанный учителем урок по финансовой грамотности «Личные финансовые стратегии: темные стороны светлого будущего» стал одним из победителей всероссийского конкурса «Авторские уроки будущего» в рамках форума профориентации «ПроеКТОриЯ» в декабре 2018 года. Все это стало основой для учебного курса по финансовой грамотности, который сейчас осваивают ученики Белореченского лицея.
– В учебный план с подобным курсом встать трудно, нагрузка и так большая, есть формат ЕГЭ, который определяет приоритет предметов. Поэтому должен быть учитель-энтузиаст. И тогда без разницы, есть ли учебные часы в плане, есть ли методические комплекты. Если учитель вдохновлен – он найдет возможность. Мы не заучиваем термины, хотя теоретическая основа в курсе также есть, но основной путь обучения – практика, – говорит Марина Тараканова. – Это встречи со специалистами из финансовой сферы, игры, которые помогают моделировать разные жизненные ситуации и принимать решения.
На изучение основ финансового мира выделяется один час в неделю. На уроках десятиклассники пробуют делать то, что не каждый взрослый умеет: сравнивают банковские вклады, анализируют страховки, разбирают трудовые договоры, выбирают пенсионный фонд и подсчитывают пенсию, рассчитывают доходность инвестиций. Особое место в рамках курса уделяется познавательным встречам: эксперты из финансового сектора рассказывают о страховых и банковских продуктах, предприниматели и фермеры – об опыте открытия собственного дела.
– Самое сложное, и не только для школьников, но и для большинства взрослых людей, это определить свои жизненные цели, – подчеркивает Марина Тараканова. – И это не только про деньги – в целом о жизни. Мы говорим с детьми: чего ты хочешь достичь, для чего ты будешь работать, и уже из этих ответов станет ясно, какие механизмы будут тебе нужны. К концу учебного года ученики должны будут сделать и защитить индивидуальный проект – сформулировать свои жизненные цели и задачи и на их основе составить личный финансовый план. Да, цель можно корректировать, менять задачи, ставить новые планки, но цель всегда должна быть.
Современные дети сейчас гораздо раньше знакомятся с финансовыми инструментами, говорит Марина Тараканова, поэтому школьникам необходимо знать принципы управления финансами. К примеру, о важности формирования резервного фонда на непредвиденные случаи в размере не менее шести зарплат, или что 10% дохода стоит вкладывать в инвестиции. Или о том, как необходим постоянный учет и анализ своих доходов и расходов, о том, что высокая доходность всегда будет связана с высокими рисками, поэтому всегда нужно критично воспринимать привлекательные обещания финансовой рекламы.
Учеба как тренинг личностного роста
Формат обучения должен быть разнообразным и интересным для детей, поэтому в курсе много практических заданий, деловых игр и тренингов.
– Вместе со специалистом страховой компании мы провели игру «Управляй своей жизнью», в которой участвовали команды школьников, родителей и учителей. Участники должны были «прожить» жизнь: всем давались стартовые установки, по ходу игры игроки получили карты разных жизненных ситуаций, как положительных, так и отрицательных, которые нужно анализировать и принимать решения. Игра показала, что дети мыслят свободно, открыты новому, готовы ошибаться и учиться. Сложнее всего игра оказалась для учителей: профессиональные погоны, уверенность в собственной правоте с учетом нехватки финансового опыта мешали быть эффективными.
Еще одна игра из курса – своеобразный тренинг личностного роста. Ученики ставили себе задачи в разных направлениях своей жизни (здоровье, счастье, личностный рост) и три недели работали над их достижением, с ежедневным отчетом перед партнером по подотчетности и экспертами, начислением баллов. По словам преподавателя, такие игры очень мотивируют подростков, учат видеть свои возможности, быть ответственными и целеустремленными:
– Одним из заданий в наших играх было попытаться заработать 200 рублей. Конечно, неоднозначное задание, я боялась, получится ли. Но они смогли, кто-то работал нянькой, кто-то подключил свои навыки рукоделия, кто-то клеил объявления. И были очень довольны, поняли: когда цель поставлена – все достижимо.
Комментарий
Координатор группы преподавателей в Иркутской области Сибирского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы среднего общего и профессионального образования Татьяна Колесникова:
– Подготовка педагогов, которые будут преподавать детям основы финансовой грамотности, в Иркутской области проводится с сентября 2018 года. Уже прошли обучение 400 учителей. Анкетирование по итогам программы показало, что более 70% педагогов уже ведут уроки по финансовой грамотности в своих образовательных учреждениях. Эти занятия организованы как факультатив или изучение отдельных вопросов в рамках других предметов. Кроме того, некоторые школы готовы к включению в образовательную программу отдельного предмета «Основы финансовой грамотности».
С 17 апреля стартует Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Площадками станут образовательные учреждения Иркутской области. Основные темы – «Как спланировать покупки: учись считать деньги по-взрослому», «Услуги финансовых организаций: используй грамотно», «Вкладывай в свое будущее, получай знания о личных финансах».