Катангчане возродили храм святителя Николая Чудотворца
Самый северный и народный
Храм во имя святителя Николая Чудотворца, расположенный в селе Ербогачен Катангского района, – самая северная точка Братской епархии. Своим возрождением он обязан местным жителям. Долгое время с момента открытия прихода из-за его территориальной отдаленности в нем не было постоянного священника, однако службы проводились регулярно. Прихожане сами собирались на утренние и вечерние молитвы, читали акафисты, звонили в колокола. Четыре года назад по указу Преосвященнейшего Максимилиана, епископа Братского и Усть-Илимского, на приход стал назначаться постоянный священнослужитель. Сегодня эту миссию выполняет иерей Николай Скляренко, приехавший в Катангский район из Усть-Илимска.
Село без церкви, что кладбище
Сто лет назад на берегах Нижней Тунгуски православные храмы были в каждом селе. В Подволошино и Непе, Преображенке, Ереме, Буре и Оськино, но самый большой стоял в райцентре – Ербогачене. Все они были разрушены в годы советского строя. Фотография Ербогаченского храма, сделанная автором романа-эпопеи «Угрюм-река» Вячеславом Шишковым после путешествия по Нижней Тунгуске, хранится в местном музее. Почти 70 лет на катангской земле не было ни одной действующей церкви, пока сами жители не решили исправить создавшееся положение.
Возрождение прихода началось в середине 90-х годов по инициативе Евгения Легенькова, приехавшего на Катангу с теплых берегов Азовского моря. Вот как об этом событии он пишет в своих воспоминаниях:
– Узнал я у директора краеведческого музея Ждановой Дины Петровны, что в Ербогачене была церковь, и сердце мое защемило: кто же мы есть без храма? Село без церкви, что кладбище. Тлевшая в душе православная искорка начала пылать, бушевать…»
Принялся Евгений искать единомышленников и понял: мысль о создании храма у многих давно уже зрела в душе. Тогдашний редактор районной газеты «Правда Севера» Ирина Еловская посоветовала присмотреться к пустовавшему зданию торгового дома (бывший дом политпросвещения) и порекомендовала обратиться с просьбой к районной администрации. Глава района Анатолий Стефанков использовать здание под храм разрешил. Чтобы получить благословение у архиерея, Легеньков отправился в Иркутск, где встретился в Владыкой Вадимом. Владыка не только благословил его на создание прихода и строительство храма, но и подарил икону святого Иоанна Кронштадтского с частицей его мощей. Вскоре на Катангу был послан благочинный Ангарского округа отец Владимир (Килин), который провел сход с жителями поселка, а также научил Евгения, как организовать приход. Общим собранием Евгения избрали старостой прихода, а вскоре начались работы по переоборудованию здания и строительству колокольни. Разумеется, требовались немалые деньги. Жертвовали их рядовые катангчане и местные бизнесмены, организации и предприятия, руководители района и поселка. После работы, вечерами и в выходные дни люди приходили белить и красить, убирать мусор, перестилать полы и ремонтировать окна. Резчик по дереву Константин Иванович Ткаченко сделал для храма купол с крестом, голубя перед Царскими вратами и семисвечник на престол. Две основные иконы на иконостас – Спасителя и Иверской Божией Матери написал местный художник Владимир Алексеевич Юрьев. Учитель Анатолий Дмитриевич Токмаков вместе со своими учениками изготовили престол и алтарь. Наконец, наступила весна 1998 года. Владыка Вадим (в то время еще епископ) вновь отправил в Ербогачен отца Владимира Килина, и он 28 апреля освятил престол и храм, а также провел 2 мая 1998 года в нем первую службу.
Девять лет назад Евгений Легеньков уехал из Катангского района к себе на родину, но многие катангчане до сих пор вспоминают его с большой благодарностью. Ведь храм, который он помог возродить по промыслу Божию, живет и действует на радость всем верующим этого северного края.
По долгу службы и зову сердца
Если в первые полтора десятка лет после открытия прихода катангские верующие даже о простом священнике мечтать не могли, то в последние годы во все села по зимнику или по воде регулярно приезжает Владыка Максимилиан – епископ Братский и Усть-Илимский. А еще по его указу с конца октября 2015 года в Ербогаченском храме появился свой настоятель. Первым на приход был назначен выпускник магистратуры при Московской духовной академии иерей Иоанн Дегтярев, который прибыл на служение в Братскую епархию по распределению Священного Синода и учебного комитета Русской православной церкви. С 27 августа 2017 года эта обязанность возложена на иерея Николая Скляренко.
Отец Николай рассказал, что до приезда в Ербогачен пять лет прослужил настоятелем в храме священномученика Киприана и мученицы Иустины в поселке Железнодорожный Усть-Илимского района. Расставаясь, прихожане этого храма подарили на молитвенную память икону своих храмовых святых, написанную замечательным иконописцем Петром Ореховым, чтобы и в далеком северном селе люди тоже узнали о чудесных угодниках Божиих.
Священником отец Николай служит седьмой год, а до этого, получив диплом инженера после окончания Сибирского государственного технологического университета, несколько лет проработал в снабжении и занимался аналитикой в лесозаготовительной отрасли. Родился и вырос в обычной семье. Мама – врач, отец – тренер в детско-юношеской спортивной школе. Старший брат, получив высшее образование, уехал в Омск, где до сих пор работает на нефтеперерабатывающем заводе. И у самого Николая были достаточно неплохие перспективы сделать карьеру, пока вдруг однажды он не решил кардинально изменить свою жизнь. Впрочем, сам настоятель не считает свое решение спонтанным и случайным.
– Моя мама – человек верующий, да и сам я долгое время ходил в храм по воскресеньям и большим праздникам, – рассказал он. – Постепенно увлекся духовной литературой, научился звонить в колокола, затем в церковный хор петь позвали… А однажды решил, что этого недостаточно – хочу служить Богу по-настоящему. Отец Александр Белый-Кругляков предложил рукополагаться, но я еще несколько лет отказывался. Не потому, что сомневался в вере, – казалось, что ноша священника для меня неподъемна, размышлял: готов ли я к ней? Потом набрался решимости и принял сан.
Немаловажную роль в этом выборе сыграла его супруга – матушка Анна. Кстати, познакомились они при весьма романтичных обстоятельствах – на колокольне.
– И в этом тоже Промысел Божий, – уверен отец Николай. – Во время Пасхальной недели, когда всем желающим разрешается подниматься на колокольню и звонить в колокола, мы с Аней все эти дни вместе и прозвонили. Потом стали встречаться, а вскоре поженились и обвенчались.
На тот момент Анна работала преподавателем в филиале Иркутского педагогического университета на кафедре педагогики и психологии. Намерения мужа стать священником поддержала полностью, а узнав о его новом назначении, распрощавшись с налаженным бытом и благами цивилизации, отправилась вслед за ним на Крайний Север.
С первых дней своей жизни на Катанге матушка Анна ведет блог христианского психолога и жены священника на тему «Выживание в суровых условиях деревни на Крайнем Севере». В нем много прекрасных фотографий и видео природы, их быта, деревенских пейзажей и рассуждений о том, каково это оказаться на краю света. В заметках много юмора, лирики, грусти о доме, но много и радости: главное – они вместе и оба занимаются благим делом.
Много интересного можно рассказать о прихожанах, силами которых в храме проводятся ремонты, облагораживается территория и поддерживается чистота. Когда настоятель в отъезде, они сами собираются в храме, читают и поют акафисты.
У каждого, говорят, был свой путь к храму. Нину и Анатолия Сафьянниковых, например, в храм привело огромное личное горе – несколько лет назад они потеряли дочь. В церкви нашли утешение. Анатолий Валентинович теперь староста и алтарник. Это он посадил возле церкви яблоньки и кусты сирени, пересадил из своего двора пушистую елочку и черемуху. Нина Викторовна печет просфоры, а ее коллега по работе в отделе образования Галина Смолькова звонит в колокола. Каждую субботу и воскресенье перед утренними и вечерними молитвами над Ербогаченом разносится колокольный звон.
– Мне 68 лет, – объясняет Галина Васильевна, – но я стараюсь не обращать на возраст внимания. Потихонечку забираюсь себе на колокольню. Такая красота сверху открывается, а от колокольного звона в душе рождается настоящая радость.
Прощаясь, женщины пожаловались, что с каждым годом прихожан в их храме становится меньше – народ с Севера разъезжается. А большинство тех, кто живут, приходят лишь по нужде, если произошло какое-то несчастье. Редки стали у них крещения, а про венчания давным-давно слыхом не слыхивали. И тем не менее прихожане не унывают. И сами стараются не пропускать службы, и частенько приводят на богослужения своих детей и внучат, друзей и знакомых, особенно из числа неблагополучных семей.
– Нет у нас такого, да и не может быть в церкви, чтобы кому-то не было дела до того, чем занимается другой. Жизнь прихода – как и Литургия – это общее дело, – уверяют они.