Школьное меню: Дети предпочитают макароны с сосисками
Тема детского питания в образовательных учреждениях одна из самых обсуждаемых. Ведь это ключевой фактор сохранения здоровья детей. Здесь важно все – от качества продуктов до разнообразия меню. Об этом говорили участники круглого стола, организованного Общественной палатой Иркутской области.
По информации министерства образования Иркутской области, в регионе около 600 школ организовывают питание самостоятельно, порядка 190 школ кормят детей, привлекая индивидуальных предпринимателей на условиях аутсорсинга.
Горячий завтрак в школах получают 89% детей. Двухразовое питание встречается несколько реже. Несмотря на то что питание детей в большинстве муниципалитетов организовано правильно, с соблюдением всех норм, очень многое зависит от поставщиков, закупки продуктов и их доставки.
Дети и родители зачастую жалуются на то, что готовится пища не в самой школе, а привозится уже готовая, вследствие чего частично теряются ее вкусовые качества.
Горячий завтрак в школах получают 89% детей
По мнению руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексея Пережогина, качество и вкус блюд зависят в том числе и от поставщиков:
– А поставщики приходят те, которые предложат минимальную цену за свою продукцию. Оценки ее качества в образовательных учреждениях не производится. Входящий контроль ведется формально. Лично мне не известны случаи, когда продукция, поступающая в школы, отправлялась обратно. А между тем как показали проверки, имеет место быть продукция с истекшим сроком годности, признаками порчи.
В школьном питании нередко используются продукты с содержанием растительных жиров. Мясо заменяют на консервы. Чаще всего в школьные пищеблоки приходят фальсификаты сливочного масла, сгущенного молока, сыра.
Есть проблемы и с доставкой продуктов в школы. В Усть-Ордынском Бурятском округе опытные оптовики в конкурсах не участвуют. Продукты возят частники и нередко на неспециализированном транспорте.
Есть проблемы с очередями в школьных столовых, когда дети не успевают поесть в течение перемены. А 20% старшеклассников, возможно, не желая пережидать очередь, вообще предпочитают не кушать в школе или максимум обойтись снэками и выпечкой в буфетах. Управление Роспотребнадзора советует школам организовать работу специальных раздаточных, поскольку пищеблоки не приспособлены для обслуживания живой очереди.
Но все же основное количество нареканий касается вкусовых качеств блюд. Здесь специалисты Роспотребнадзора порекомендовали ориентироваться на вкусовые предпочтения школьников. Как заметил руководитель комбината питания Иркутска Виктор Беляев, культура питания прививается семьей, и зачастую слепо идти на поводу вкусовых предпочтений школьников не всегда правильно.
– Школьники каждый день хотели бы есть макароны с сосисками и жареную курицу. Такое питание сбалансированным назвать трудно, – сказал он.
По словам Виктора Беляева, в Иркутском комбинате питания на торгах отдается предпочтение продуктам российского происхождения. Молочные продукты – только местных производителей с маленьким сроком годности. С лета 2018 года происхождение поступающего в комбинат питания мяса известно благодаря системе «Меркурий». Для того чтобы улучшить вкусовые качества блюд, в комбинат питания на дегустации приглашаются родители. Над разнообразием меню здесь также работают – в год оно меняется пять раз. Не так давно на комбинате питания открылся рыбный цех, где производят полуфабрикаты из минтая и горбуши.
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова напомнила о проблемах, связанных с питанием в школах детей с хроническими заболеваниями:
– Специальное питание должны получать дети с сахарным диабетом, аллергики. Этого в школах нет. Даже Иркутск, обладая ресурсами, в течение долгого времени так и не подошел к решению этого вопроса. Что уж говорить о маленьких муниципалитетах.
Чего волнует Роспотребнадзор?
- Качество и разнообразие блюд в школьных столовых
- Сотрудничество с крупными оптовиками и местными производителями
- Квалификация кадров, работающих в пищеблоках
- Пропаганда здорового образа жизни и культуры правильного питания среди детей