Алексей Сальников: мы все стараемся упорядочить хаос жизни волшебством

Международный фестиваль «Книгамарт» в Иркутске собрал множество писателей из разных регионов России. Одним из самых интересных спикеров можно смело назвать лауреата премии «Национальный бестселлер – 2018» Алексея Сальникова.

Его веселая фантасмагория с элементами черного юмора «Петровы в гриппе и вокруг него» была названа самым неожиданным российским романом последних лет. Критики справедливо говорят, что он пишет «свежо, как в первый день творенья». О том, как писатель придумывает своих героев и чем ему понравился Иркутск, он рассказал в интервью газете «Областная».

– Часто ли вы ездите на фестивали в разные города?

– По-моему, очень часто. Я уже много где побывал. Сейчас в Иркутске, а скоро поеду в Ульяновск на Библионочь. По всей стране проходит много мероприятий, связанных с книгами. Это происходит вопреки мнению, что культура чтения умирает, и русская литература вслед за ней. Такое мнение бытует с Золотого века русской литературы, мол, лучше уже невозможно написать. Тем не менее новые писатели пишут свои книги. И что удивительно – у них появляются свои читатели.

– Как вам книжный фестиваль в Иркутске?

– Из-за многочисленных поездок по российским городам у меня ощущение, будто я покатался на трамвае и снова оказался в Екатеринбурге, в котором есть большая река или Тобольский кремль. Потому что архитектура наших городов не сильно разнится.

– Тем не менее у каждого города свое лицо.

– На самом деле мне очень понравился Иркутск. И особенно Байкал. Это что-то потрясающее! Я впервые увидел синеющие горы на горизонте. И это зрелище меня поразило.

– Нет желания переехать в Москву из Екатеринбурга?

– Нет. Я живу в таком удобном месте, что никуда не хочется переезжать.

– С появлением интернета, кажется, писателю легче пробиться к читателю. Вы, например, свой роман «Петровы в гриппе и вокруг него» вначале выложили в сеть?

– Да, совершенно верно, благодаря интернету сегодня легче найти свою аудиторию. Однако мой роман в 2016 году сначала появился в журнале «Волга», а потом был опубликован в интернет-проекте «Журнальный зал», которого, к сожалению, уже не существует из-за отсутствия финансирования. И только после этого издательство АСТ приняло решение выпустить в свет книгу.

– Нахлынувшая на вас известность вам не мешает?

– К счастью, это не актерская слава. К счастью – потому что так гораздо удобнее выгуливать собаку, когда никто не караулит у подъезда. И хорошо, что в окна никто не заглядывает.

– Вы раньше писали стихи, почему потом взялись за прозу?

– Это просто некая другая личность во мне, каких много у каждого человека, решила попробовать себя в другом виде литературного творчества. И это не вызвало у меня никакого дискомфорта.

– Почему вы работаете в жанре фантасмагории?

– Ткань реальности, конечно, очень плотная, но на ней довольно часто возникают прорехи. Бывает, что-то померещится. Тень станет чем-то другим, например, шапка покажется кошкой. В русской литературе вообще богатая традиция фантасмагорий. Даже «12 стульев» и «Мертвые души» – в чем-то мистические романы. Видимо, это просто заложено в природе человека, ведь так проще объяснить некоторые вещи в жизни. Вокруг нас царит постоянный хаос, и мы стараемся упорядочить его хотя бы волшебством.

– Других авторов читаете?

– Да, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Гоголя. Изредка добираюсь до современников.

– Героиня вашего последнего романа «Опосредованно» – женщина. Сложно было писать о человеке другого пола?

– Нет, поскольку я вырос с сестрами, благодаря которым постигал основы женской психологии. На самом деле у героини непростая генетика. Она не говорит то, что думает, и при этом иногда делает гадости. Кстати, главная героиня следующего романа тоже женщина, правда, она уже в возрасте – ей 300 лет – и чем-то она напоминает Остапа Бендера. Но окружающие люди часто кажутся ей ровесниками, потому что за последние десятилетия все так переменилось, как не менялось за прошлые столетия. Бестселлер успевает разойтись по миру, экранизироваться и забыться за несколько лет. Сейчас, мне кажется, школьники уже к окончанию 10 класса успевают устать от жизни.

– О чем будет ваш следующий роман?

– Я хочу написать что-то оккультное, но при этом, чтобы оккультизма как такового там не было. Когда рассказываешь о предстоящем романе, это всегда звучит немного коряво. Помню, я другу рассказывал, что пишу роман о том, как у нас ловят инопланетян – это «Отдел», потом – как мужик дружит с Аидом – «Петровы в гриппе и вокруг него», или что стихи – это те же наркотики – в «Опосредованно».

Как думаете, в чем секрет того, что так много людей увлеклось вашим творчеством?

– Для меня это чудо, которое я не могу объяснить. Я просто писал о том, что мне самому интересно, и очень рад, что это захотели прочесть другие.

 

Справка:

Алексей Сальников родился 8 августа 1978 года. Учился в Уральском университете на факультете литературного творчества у Юрия Казарина, а также у писателя и педагога Евгения Туренко. В разные годы публиковался в журналах «Воздух», «Урал», «Уральская новь», «Литературной газете», альманахе «Вавилон», выпусках антологии «Современная уральская поэзия». Известность уральскому писателю принесли романы «Нижний Тагил. Роман в четырех частях» (2011), «Отдел» (2015), «Опосредованно» (2018). Роман «Петровы в гриппе и вокруг него», который рассказывает о нескольких предновогодних днях автослесаря Петрова и его семьи, заболевшей гриппом, принес автору всероссийскую славу и приз критиков литературной премии НОС (2018).