Усть-ордынский левша поделился секретами мастерства
И это все о нем
Художник, ювелир, резчик по дереву, кузнец, скульптор, строитель, прекрасный отец, самый лучший на свете дедушка, верный друг… Все это о нем – Владимире Гончиковиче Цыбенове – усть-ордынском левше и удивительном человеке.
Мастерство по наследству
В гости к Владимиру Цыбенову мы попали прямо в день его 70-летия. Узнав, что с ним хотят встретиться журналисты, он оставил гостей одних за праздничным столом и поспешил в мастерскую. Не потому, что ему хотелось славы и признания – этого «добра» у него хватит на десятерых, а потому, что творчество для него всегда стоит на первом месте.
Верстак, столы и подоконники в небольшой мансарде завалены уже законченными изделиями и «полуфабрикатами». Вот охотничье ружье с прикладом, изукрашенным затейливой вязью и серебряной монограммой, рядом кожаный пояс с металлическими чеканными бляшками, в шкатулке – национальные бурятские украшения, а неподалеку стилизованное изображение юрты в обрамлении объемной резьбы.
– Вокруг юрты будет добавлен 12-годовой цикл с изображением быта бурят и национальный орнамент – пластичный и очень красивый, – раскрывает замысел мастер. – Каждый завиток таит определенный сакральный смысл, все выстроено по определенным канонам. Здесь нет ничего лишнего.
Творческое начало, поясняет Цыбенов, ему досталось от отца. О чем бы того ни просили земляки – всегда выручал. И коня мог перековать, и браслет из серебра к свадьбе для невесты сделать. А уж какие он строил дома и вырезал из дерева картины да фигурки – вообще отдельный разговор. И сам Володька с малых лет не расставался с ножом. Ходил в школу пешком из деревни, что в 11 километрах от Кяхты, и по пути непременно что-нибудь строгал. Об этом его увлечении знала вся школа. Если кому карандаш починить – к Володе, сделать свистульку или «автомат» – к нему же. Стал постарше – помогал отцу в кузнице и строительстве, а в школе к любым праздникам рисовал стенгазеты и украшал актовый зал и рекреации.
«Быть тебе, Володя, художником!» – пророчили талантливому мальчишке учителя.
А односельчане советовали стать кузнецом или ювелиром – и работа нужная, и всегда при деньгах. Сам же Владимир до окончания школы в своих пристрастиях так и не смог определиться. Решил, что разберется со временем, и поехал поступать в Иркутское училище искусств. Первая попытка стать студентом вышла неудачной – опоздал на конкурсный отбор. Повторная – уже после армии – не сложилась по той же причине. Тогда Владимир Цыбенов махнул рукой на образование и устроился работать в Кяхтинский дом офицеров художником.
– Диплома у меня никто никогда не спрашивал, – объясняет мастер. – Все и так видели, что я умею делать. Наш дом офицеров к праздникам был украшен лучше всех! И портреты писал, и лозунги. Многие поступали в Улан-Удэнский институт культуры или в Иркутское училище. А я уже столько лет проработал, поэтому решил никуда не ехать. К тому же вскоре после армии женился, родился сын, нужно было семью обеспечивать.
Творчество на основе национальных традиций
В 1975 году молодая семья переехала из Кяхты в поселок Усть-Ордынский. Сокурсница пригласила его жену Софью работать главным эпидемиологом. Перебравшись в окружной центр, сам он устроился художником хозрасчетной художественно-оформительской мастерской при доме культуры Эхирит-Булагатского района. Занимался оформлением клубов, библиотек, принимал активное участие в оформлении окружных, областных, межрегиональных и международных конкурсов… Со своими агитационно-пропагандистскими и театрализованными выставками объехал весь округ. В Осе до сих пор вспоминают его инсталляцию «Байкал – жемчужина Земли», а в Улан-Баторе – огромный лотос, который он вырезал специально для I детского международного фестиваля монголоязычных народов.
В 80-х годах Владимир Цыбенов прошел обучение на Всесоюзном семинаре художников-оформителей при ВДНХ, учился в центральном институте повышения квалификации руководящих и творческих работников Министерства культуры РСФСР, стажировался в высшем художественно-промышленном училище им. Строганова, а в середине 90-х выступил инициатором создания Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов. Мастерству обработки металла, дерева, мягких материалов, работе с кожей и берестой у Цыбенова обучались такие признанные сегодня мастерицы, как Анжелика Алсаткина, Татьяна Ларева и Раиса Протопопова. Сам же мастер освоил технологические приемы холодной и горячей ковки, занимался изготовлением предметов национальной бурятской культуры: сундуков, мебели, посуды, женских и мужских украшений, а еще попробовал свои силы в изготовлении скульптурных композиций.
В 1996 году им был воздвигнут культовый комплекс под открытым небом «Харгын хоер убгэдэй бариса» – сакральные скульптуры из дерева в образе коней, чаш и коновязи, размещенные на границе округа, возле которых теперь постоянно останавливаются не только местные жители, а также российские и зарубежные туристы, прося благословение и удачи в дороге. Не менее важными событиями в возрождении национальной бурятской культуры, которые произошли благодаря Цыбенову, стали строительство дацана «Тубдэн Даржилин» буддийской традиционной Сангхи России и шаманского центра. Владимир Гончикович, первым откликнувшись на просьбу о возведении культовых сооружений, сам лично занимался строительством, начиная от выбора места, заливки фундамента до оформительских работ.
Помимо творческих достижений у усть-ордынского мастера немало спортивных побед. Он семикратный чемпион УОБО по стрельбе из лука. Первый лук своими руками Цыбенов сделал все в те же школьные кяхтинские годы. Долго мучился с деревом, не находя в нем нужной упругости, а когда нашел, открыл в себе еще и дар спортсмена.
– Глаз художника и глаз лучника имеют что-то общее, – уверяет с улыбкой мастер. – Не зря наши старики шутили: «Потому и глаз у нас узкий, что целились часто». Когда занимаешься творчеством, постоянно приглядываешься и прищуриваешься. В любом мастерстве нужна не только твердая рука, но и верный глаз, вот я его и тренировал за работой!
Семья – главная ценность
Оглядываясь на прожитые годы, говорит, что сегодня ему самую большую радость приносят родные и близкие. Дочь Дарима, получив образование дипломированного юриста, трудится юрисконсультом в областной больнице № 2. Сын Александр, окончив политехнический институт, отделение декоративно-прикладного искусства восточного факультета, несколько лет работал вместе с отцом. Когда Владимир Гончикович официально ушел на пенсию, он заменил его в национальном центре. А еще мастер передал по наследству и спортивный дар. Александр – многократный чемпион округа, мастер спорта по стрельбе из лука. Когда делали барисаны, Цыбенов-старший вырезал на столбах круги с национальным орнаментом, его сын – конские головы.
Казалось бы, много сделано, можно и отдохнуть, но у Владимира Гончиковича задумок не счесть. Рассказал напоследок, что мечтает открыть кузницу, мастерскую по работе с берестой, а еще планирует начать выпуск саней и телег, которые сегодня необычайно востребованы в хозяйствах. Главную надежду он возлагает на своих четверых внучат, особенно на девятилетнего Арюана.
– Из него должен хороший мастер вырасти, – радуется Владимир Цыбенов. – Глаз цепкий, рука верная, голова работает отлично. Не прервется мастерство Цыбеновых, протянется ниточка, будет радовать людей еще долго после меня!