В Иркутске обсудили проблемы Байкала с депутатами Госдумы
О природе без Минприроды
От заседания межфракционной депутатской группы Государственной думы РФ «Байкал» 29 марта ждали многого и экологи, и ученые, и представители власти. Вокруг озера в последнее время сформировался такой клубок проблем, что решить их без внятной политики федерации просто невозможно. Только начала стихать кампания, связанная со строительством завода по добыче воды в Култуке, как масла в огонь подлили планы Минприроды России изменить нормативы сбросов с очистных сооружений в Байкал по 63-му приказу, увеличив их по ряду веществ. Однако руководители министерства в Иркутск не приехали. Все жалобы пришлось выслушивать депутатам Госдумы. По их словам, ранние мероприятия по охране озера выполнялись разрозненно и без четких целевых показателей, а при разработке новых проектов теперь нужно учитывать мнение научного сообщества.
Во главе угла – не денежные лимиты, а результат
Сначала прозвучали доклады об исполнении мероприятий, ранее запланированных в федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы».
Говорить, что ничего по ней не было сделано, нельзя. Так, в Иркутской области были построены очистные сооружения в Байкальске, запущены новые станции очистки и напорные коллекторы в Свирске и Шелехове; проведено укрепление берегов рек; строились новые теплоисточники; пусть не так быстро, как хотелось бы, но решается вопрос демеркуризации площадки усольского Химпрома. Проект прошел экологическую экспертизу и сейчас уже направлен на следующую – государственную. Как сказал председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов, поставлена цель полностью очистить территорию от ртути, а не делать там саркофаг, как планировалось ранее.
Идет работа по возведению новых очистных сооружений на правом берегу Ангары в Иркутске, но она сопряжена со сложностями. Проект вроде бы один, а каждый год его приходится дробить на этапы, что создает дополнительную бюрократическую волокиту с подготовкой проектно-сметной и иной документации. Сейчас, по мнению региональных властей, необходима поддержка федерации в том, чтобы строительство КОС в областном центре было предусмотрено в нацпроекте «Экология».
– Большая часть мероприятий по ФЦП в Иркутской области была реализована. Дело в том, что вопросы должны решаться от задач, которые ставятся, а не от объемов лимитов финансирования, которые на сегодня запланированы в бюджете, – уверен Руслан Болотов. – Мы с этой идеологией выходим на федеральный уровень. Проектная документация в субъекте наработана. Более того, мы часть мероприятий выполняем только за счет областного бюджета, несмотря на ранее подтвержденное федеральное финансирование. Поэтому логика нашего совещания принципиальна: должны быть последовательные действия, которые минимизируют вред от антропогенной нагрузки, наносимой акватории озера Байкал.
Протест лимнологов
Обсудили и самый актуальный вопрос – планируемые изменения нормативов сбросов вредных веществ в Байкал по 63-му приказу Минприроды. Их по его заказу разработали в Байкальском институте природопользования, который находится в Улан-Удэ. Иркутские ученые, прежде всего, Лимнологического института СО РАН, подвергли эти планы резкой критике. Директор ЛИН Андрей Федотов направил министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину письмо. В нем он сообщает, что предлагаемые нормативы существенно, в десятки раз, увеличивают допустимую массу и концентрацию веществ, сбрасываемых со сточными водами в озеро. При этом заложенные нормы не соответствуют не только фоновым значениям Байкала, но даже выше показателей, принятых на водных объектах в Евросоюзе и Китае. Особенно тревожат ученых стоки нитратов и фосфатов, которые являются пищевой базой для водорослей, включая спирогиру, а также хлорсодержащих веществ.
Когда Андрей Федотов по пунктам разъяснил свою позицию по 63-му приказу, зал встретил его выступление аплодисментами. Позднее в Бурятии руководитель республики Алексей Цыденов и директор БИП Ендон Гармаев доказывали депутатам Госдумы свою правоту, что из-за жестких норм невозможно сейчас строить очистные сооружения на Байкале, а это делать надо, ведь большинство КОС работают с нарушениями.
– По итогам нашего совещания мы вместе с депутатской группой «Байкал» подготовим предложения, замечания и претензии, которые передадим министру природных ресурсов и экологии России. Приказ нужно снимать, дорабатывать, садиться с учеными, услышать их позицию и после этого скорректировать и выносить на повторное обсуждение, – прокомментировал Владимир Бурматов.
Сначала научное обоснование
Научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН, и.о. ректора ИГУ Игорь Бычков в своем выступлении также отметил, что только 15% средств направляется непосредственно на улучшение состояния озера Байкал. Мероприятия по научной оценке ситуации на водном объекте почему-то планируется проводить в конце действия программ, а не в начале. Хотя логика подсказывает обратный сценарий: сначала изучили, потом сделали выводы и начали проводить мероприятия. Это особенно применимо к уникальной экосистеме объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
– Учеными не просто отмечается глобальный экологический кризис, но и на сегодня есть подходы для разработки безотлагательных мер к детальному, многоплановому изучению этих причин. К сожалению, сейчас мы не имеем точных данных по поводу того, как дальше будет развиваться этот кризис. Байкал очень хрупкая структура, в том числе и в связи со сбросом в него химических компонентов, неочищенных стоков. Это еще и, возможно, система, которая имеет так называемый триггерный механизм, когда кризис накапливается, а потом получится так, что мы ничего не сможем уже сделать, – посетовал Игорь Бычков.
Он считает необходимым наладить на Байкале работу цифрового мониторинга состояния озера. Сейчас данные собираются разрозненно и порой допотопными методами. В некоторых станциях отчеты формируются раз в квартал. А система должна работать в онлайн-режиме. Также Игорь Бычков настаивает на обязательной экологической экспертизе проектов, которые могут оказать негативное воздействие на Байкал.
Госдума готовит послабления по экоэкспертизе
А вот в некоторых случаях можно, наоборот, пойти на послабления. Например, для объектов социальной сферы, которые строятся в буферной экологической зоне и в зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории. Сейчас, допустим, чтобы возвести новый детсад в десятках километрах от Байкала, нужно проходить не только государственную экспертизу, но еще и экологическую. Хотя требования по охране окружающей среды заложены и в первой экспертизе. Притом во второй зачастую присутствуют те же специалисты, что и в государственной. В результате теряются время и деньги.
– Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности рассмотрела законопроект об уточнении объектов государственной экологической экспертизы в целях упрощения, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, – проинформировал депутат ГД РФ, председатель МРГ «Байкал» Сергей Тен. – Сроки строительства при снятии ограничений сократятся на два, три и более месяцев.
Строить нельзя, но стройки идут
Но кому-то послаблений ждать не придется. Особенно в части освоения земель у Байкала. Мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев на заседании жаловался, что население из-за запретов уже намеревается «поднять прокуратуру на вилы». На это заявление, похожее на угрозу, Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков парировал тем, что почему-то не так давно в районе были розданы сотни участков под застройку, причем в пределах Прибайкальского нацпарка.
– Если говорить о местном населении, то можно строить частные дома, а если кто-то хочет на этом нажиться и построить гостиницу – это совершенно другое, – считает Сергей Зенков. – В целом есть две задачи: сохранение озера Байкал и вопросы местного населения. В любом случае нам вместе с вами придется поставить что-то во главу угла. Мы говорим о том, что Байкал является национальным достоянием – это стратегический запас, огромный резервуар пресной воды. Мы понимаем, что какие-то издержки у людей, проживающих на его берегах, будут. Необходимо смотреть на законодательство. Достаточно много есть архаичных норм, которые нужно менять. Но можно для населения предусмотреть определенные меры. Это и возможные послабления в плане подоходного налога, земельного налога и др. Здесь возможны изменения в рамках не только федерального закона об охране озера Байкал, но и Земельного, Водного кодексов.
Игорь Бычков предложил создать государственный орган по охране окружающей среды в пределах Центральной экологической зоны БПТ по примеру создания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Пока же некие координационные функции берут на себя депутаты МРГ «Байкал».
И всем предстоит решить важную задачу: не повторить ошибок ФЦП (в которой финансирование за время действия снизилось на 44%), при реализации нового нацпроекта «Экология». В нем только Иркутская область предложила проведение мероприятий на сумму 57,7 млрд рублей.