Юрий Курин: Правильно устроенная власть способствует развитию общества

Среди важнейших дат в политической и экономической жизни нашего региона особое место занимает 27 марта 1994 года. В этот день были проведены выборы, на которых жители Приангарья одобрили основные положения будущего Устава Иркутской области, избрали губернатора, депутатов Законодательного Собрания, мэров городов и депутатов местных дум. Тем самым была сформирована система власти, основы которой сохраняются и сегодня.

О том, что предшествовало политическим реформам, как формировалась законодательная база, ставшая основой парламентаризма, в интервью газете «Областная» рассказал непосредственный участник событий, председатель государственно-правового комитета администрации Иркутской области в 80–90 годах, заслуженный юрист России Юрий Курин.

 

– Юрий Геннадьевич, вы были активным участником политических реформ того времени. Как вы можете оценить их значение?

– Могу с полной уверенностью утверждать, что с этого дня начался отсчет новейшей истории нашего региона. Событиям тех дней предшествовала большая работа, они стали логическим результатом важнейших политических процессов, происходивших в нашем обществе, и самым существенным образом повлияли на его будущее. Необходимость в проведении реформ возникла после того, как в соответствии с указами президента России Бориса Ельцина была прекращена деятельность областного Совета народных депутатов.

 

– Как вы можете оценить деятельность этого органа законодательной власти?

– Совет фактически был лишь ширмой, который формально «штамповал» решения облисполкома. В нем было более 250 депутатов, ни один из которых не работал на профессиональной основе. Практически все решения Совет принимал единогласно, грубейшим образом нарушался провозглашенный к тому времени принцип разделения властей. Многие руководители исполнительных органов власти и даже председатель облисполкома были одновременно депутатами. В то же время в состав исполнительных органов входили депутаты. Полномочиями «народных избранников» были наделены даже прокуроры и судьи, а ведь они должны были осуществлять юридический контроль над деятельностью органов власти.

 

– К чему же это приводило?

– В таких условиях совет был неэффективной структурой власти. Необходимо было расширить компетенцию, сократить явно избыточную численность, дать право депутатам работать на профессиональной основе, существенно расширить полномочия этого органа, ввести право принятия собственных законов, проведения депутатских слушаний и расследований. Может показаться парадоксальным, но главным идеологом возрастания роли депутатов был глава исполнительной власти Иркутской области Юрий Ножиков. С его позицией были согласны далеко не все. Но своим оппонентам он жестко отвечал, что управлять областью единолично, значит завести ее в тупик, а депутатский контроль необходим, чтобы избежать возможных ошибок и злоупотреблений.

 

– А разве не нуждался в реформировании и главный исполнительный орган власти региона?

– Конечно, и Юрий Абрамович хорошо понимал это. В советский период облисполком служил инструментом для исполнения хозяйственных и социальных решений обкома КПСС. Надо было создавать совершенно другую исполнительную власть. Нарождалась многопартийность, исполнительная власть должна была стать единоличной, ее главу следовало избирать населением напрямую. Столь же решительные перемены в устройстве власти потребовались и на районном, городском, поселковом, сельском уровнях.

 

– Но такие реформы невозможно провести без серьезной подготовительной работы…

– Она началась в конце 80-х годов с широкой общественно-политической дискуссиии по вопросам устройства власти. На телевидении, радио, в газетах были организованы специальные циклы передач и статей. Руководящие лица области, общественные деятели, ученые систематически выезжали на территорию и выступали в различных аудиториях с разъяснением того, что планируется осуществить. Эти темы обсуждались на площадках предприятий, политических партий, профсоюзных и общественных организаций, в творческих союзах.

 

– А как создавалась законодательная база будущих реформ?

– Юрий Ножиков поддержал инициативу председателя областного Совета народных депутатов Виктора Игнатенко по созданию Института регионального законодательства. Сформировалась группа юристов, которая готовила, редактировала, комментировала и пропагандировала тексты будущего Устава области, законов и других актов. Костяк этой группы составляли руководители института Николай Власенко, Сергей Никитин, помощник представителя президента РФ в Иркутской области Владимир Татарников, председатель областной избирательной комиссии Александр Савинок, депутат Государственной думы РФ, профессор Сергей Босхолов и ваш собеседник.

Все, что рождалось в качестве законодательной и организационной основы реформ внутри области, согласовывалось с авторитетными политиками, федеральными органами власти, научными учреждениями. Я вспоминаю те годы как время тяжелой, но очень интересной работы, получения новых знаний, расширения кругозора, знакомств с яркими личностями, прежде всего в сфере политики и юриспруденции.

 

– Ваша работа проходила на фоне непростой социальной и экономической обстановки в стране. Как удалось удержать область в относительно спокойном режиме?

– Это было одним из главных условий успешного движения по пути реформ. Мы стремились на фоне общероссийской политической апатии вызвать интерес к формированию новых органов власти у максимального числа жителей Иркутской области, дать им возможность испытать чувство сопричастности к рождению новой схемы устройства жизни. На этом фундаменте и рождалась атмосфера консолидации внутри области, несмотря на господствующие разброд и шатания во многих других регионах. К тому времени было ликвидировано союзное и еще не родилось российское отраслевое управление через министерства и ведомства. Поэтому роль будущей региональной и муниципальной власти – Законодательного Собрания, губернатора, мэров и дум – была исключительно важна.

 

– Как вы можете оценить результаты проведенных реформ?

– Принятый Устав области закрепил основы региональной государственности, в целом оформил принцип разделения властей, контурно обозначил задачи и полномочия на уровне субъекта. Законодательное Собрание области стало постоянно действующим однопалатным представительным органом государственной власти из 45 человек, избираемым на четыре года по мажоритарной системе в одномандатных округах. Область получила возможность принимать законы и этим правом в течение длительного времени эффективно пользовалась. Глава исполнительной власти стал избираться населением, и уже поэтому он автоматически стал более легитимным, чем многочисленные федеральные чиновники. Таким образом, режим ведомственного отраслевого министерского управления существенно ослаблялся, и возрастала роль региональной власти.

 

– Насколько известно, это была одна из политических и управленческих целей Юрия Ножикова и его команды.

– Совершенно верно, и ее реализация стала одним из главных достижений. К сожалению, оказались в стороне от этих разработок экономисты, специалисты по территориальному управлению, социологи и социальные психологи. В тот период времени они вообще уступили место юристам, политикам и журналистам.

 

– Какие усовершенствования, на ваш взгляд, необходимы с учетом полученного опыта работы законодательной власти?

– Сейчас я думаю, что численность Законодательного Собрания в 45 депутатов является недостаточной для того, чтобы представлять интересы основной массы избирателей. Депутатская деятельность должна стать только профессиональной. Тогда местные олигархи потеряют интерес к мандатам «народных избранников», ведь собственный бизнес для них важнее. Сейчас депутаты редко используют свои права по депутатскому контролю и расследованиям, хотя это является эффективным инструментом для борьбы с коррупцией и другими правонарушениями. В исполнительной власти считаю главной проблемой то, что до настоящего времени не до конца разграничена компетенция, зоны ответственности и иерархические отношения между губернатором как высшим должностным лицом области и правительством как высшим исполнительным органом власти. Убежден, что эти вопросы заслуживают внимания со стороны политиков, управленцев, юристов, экономистов, общественных деятелей. Ведь правильно устроенная власть способствует развитию общества, а неправильно устроенная – тормозит его.