Парламентский взгляд Ларисы Егоровой
Перефразировав один из шедевров советского кинематографа, можно сказать: «Иркутск слезам не верит». Как и героиня фильма, Лариса Егорова в одиночку растила детей, на хлеб ей приходилось зарабатывать и дворником, и ночной няней. Сегодня она не только возглавляет региональное отделение партии «Справедливая Россия», но и работает председателем комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания Иркутской области.
Партийная биография
– Лариса Игоревна, вы коренная иркутянка, родились в обычной советской семье. Ваша мама трудилась на релейном заводе, папа – на заводе тяжелого машиностроения. С чего начался ваш путь в большую политику? И почему вдруг выбрали «Справедливую Россию», ведь тогда мода была на другую партию?
– Путь в политику начался с… протеста. Много лет была начальником штаба пункта охраны общественного порядка и возглавляла совет общественности. Занималась профилактикой бытовых преступлений и помощью неблагополучным семьям. Огромное желание вести общественную работу унаследовала от своей мамы.
Накануне очередных выборов в Заксобрание всем начальникам штабов раздали анкеты и сказали принести фотографии. Так нам предложили вступить в партию «Единая Россия». Я не согласилась. В то время в Иркутске было много баннеров с агитацией партии «Родина», о ее работе слышала хорошие отзывы от своих знакомых (позднее партия была переименована в «Справедливую Россию»). На меня впечатление произвела голодовка членов партии вместе с ее руководителем Дмитрием Рогозиным. Это было несогласие с курсом правительства по монетизации льгот. Оббегав весь Иркутск, нашла отделение «Родины» и вступила в партию. Так как должность у меня была небольшая, то никто увольнять по партийным убеждениям меня не стал. Время показало, что «Справедливая Россия» стала большей частью моей жизни.
– Вы приняли участие в выборах губернатора Иркутской области. Для нашего региона ваш случай – это большая редкость. Почему решились выставить свою кандидатуру? Что вам дал этот опыт?
– Изначально потенциальным кандидатом на пост губернатора Иркутской области планировался Иван Грачев. Именно он возглавлял региональное отделение партии. Но в апреле 2015 года Иван Дмитриевич покинул ряды «Справедливой России». Председатель партии Сергей Миронов рекомендовал на должность руководителя областного отделения меня, и партконференция проголосовала единодушно. Сначала как за партийного лидера, а потом и как за кандидата от «Справедливой России» на выборах губернатора. Народ нам поверил, и большое количество избирателей поддержало мою кандидатуру.
К тому времени у меня уже был опыт участия в выборах депутатов в думу города Иркутска. Благодаря чему я знала, что во время избирательной гонки можно столкнуться и с черным пиаром, и с обыкновенным очернительством. Обо мне публиковали грязные статьи в СМИ, каждое слово подвергалось критике, про меня каких только историй не придумывали. Но как гласит народная мудрость, что нас не убивает, то делает сильнее. На губернаторские выборы я уже шла закаленная в политических баталиях.
Публичные дебаты на телевидении оказались для меня самым жестким испытанием. Но по отзывам, собственным ощущениям и достойному третьему месту в избирательных протоколах делаю вывод, что в целом я справилась и с волнением, и с аргументами оппонентов, тем более, что правда была на моей стороне, на стороне моей партии. Уверена – придет время, и в Иркутской области будет женщина-губернатор.
Расстановка политических сил
– Опираясь на свой опыт, как думаете, насколько оправдана схема выборов в областной парламент, когда половина депутатов проходит по партспискам, а другая – по одномандатным округам?
– Считаю, что эта схема должна сохраниться. Партсписок дает возможность попасть в думу или областной парламент тем, у кого нет больших денег. Это врачи, учителя, общественники, ученые и многие другие достойные и уважаемые люди. Обратите внимание, преимущественно по одномандатным округам выигрывают бизнесмены, предприниматели. Для защиты интересов различных слоев населения во власти нужны представители разных профессий.
– Фракция «Справедливая Россия» в областном парламенте представлена тремя депутатами. Какие главные цели и задачи фракция ставит в своей парламентской работе?
– Когда я баллотировалась в Заксобрание, то откровенно говорила избирателям, что пока не понимаю, как устроена работа в областном парламенте, но четко знаю, что буду голосовать против законов, направленных на ухудшение жизни людей, и всеми силами поддержу те проекты, которые могут хоть немного изменить что-то к лучшему. Вместе с коллегами по фракции голосовали за дополнительный миллиард в здравоохранение области, к сожалению, эта инициатива, как и увеличение учебных расходов, не нашла поддержки большинства депутатов. Абсолютно не согласна с теми, кто заблокировал повышение потребительской корзины.
Мы пересмотрели работу фракции «Справедливая Россия»: теперь будем собираться не в день сессии, а накануне. Намерены приглашать на свои заседания представителей регионального правительства.
– Расстановка политических сил в Заксобрании такова, что «Справедливая Россия» в свой адрес всегда будет слышать критику. Вы как-то реагируете на негативные отзывы?
– Стараюсь не доставлять радость своим оппонентам.
– «Справедливая Россия» поддерживает инициативу возвращения прямых выборов на всех уровнях власти. Прежде всего речь идет об Иркутске. Есть шанс, что иркутяне смогут снова сами выбирать своего мэра?
– К моему огромному сожалению, наша область почему-то перестала воспринимать реальность. У нас сложилась биполярная политическая система, которая может завести в тупик. На избирателей с разных сторон идут потоки противоречивой информации. Не удивительно, что люди все меньше доверяют власти.
Возвращение прямых выборов в Иркутске состоится, когда уберем досрочное голосование, перестанем вести политическую игру с негативными информационными вбросами, когда явка будет составлять не 18–20%, а 45–50% – при таком участии избирателей выборы можно считать легитимными.
– В третьем созыве вы являетесь председателем комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями. Какие приоритеты в работе комиссии вы выделяете? Нуждается ли Регламент в обновлении?
– Есть нормативы Регламента, которые нуждаются в обновлении. Комиссия у нас самая большая, в нее входит 15 человек, и очень активная. Мы уже внесли две поправки в Регламент. В работе комиссии помогает опыт депутата Антона Васильевича Романова. Кроме того, на нас возложен контроль за депутатской этикой. За полгода злостных прогульщиков нет. Если кто-то не приехал на сессию, то это по уважительной причине.
Мы начали работу с общественными организациями региона. Состоялась встреча с руководителями ведущих СМИ. Будем находить новые возможности помогать.
Законы, продиктованные жизнью
– С сентября прошлого года, когда третий созыв приступил к работе, произошло много значимых событий. Одно из них связано с приостановлением строительства завода по розливу байкальской воды в Култуке. Говорят, что общественную волну подняли эсеры, так ли это?
– Прежде всего отмечу, что я за открытое и честное сотрудничество с Китаем. Инвесторы из Поднебесной не виноваты, что они должны искать обходные пути, чтобы вести бизнес. Вопрос был в другом. Изначально разговор шел не о закрытии завода, а о законности строительства. Я разговаривала с экологом, он объяснил, что нужно строить заводы там, где сразу входишь в глубину, где не надо копать прибрежную полосу, перепахивать, как в нашем случае, болото, куда прилетают перелетные птицы. И, конечно, всегда надо помнить о местных жителях, их нуждах. Кроме того, в Култуке планировалось построить не один, а восемь заводов по розливу воды.
Первым тревогу забил председатель местного отделения партии «Справедливая Россия» Станислав Филиппов. В начале декабря 2018 года было собрано 350 подписей против строительства. Письмо от жителей поселка мы передали вице-спикеру Госдумы Ольге Епифановой, которая была в то время с рабочим визитом в Иркутске. В феврале вместе с коллегами по депутатскому корпусу приезжали в Култук, разговаривали с главой муниципального образования. На 19 февраля были запланированы слушания по строительству следующего завода. Но поднялось народное волнение, и дело дошло до полного закрытия этого проекта.
– Вы принимаете участие и в дебатах по лесу. В частности, ваша партия выступает за запрет экспорта необработанной древесины.
– Да, мне не хочется показывать своим внукам кедр на картинке. Сегодня вагоны с кругляком, в том числе из Иркутской области, эшелонами идут в Китай. Я не экономист, но прекрасно понимаю, что перерабатывать всегда выгодней, чем просто рубить и вывозить. Нам необходимо увеличивать именно глубокую переработку древесины. И от слов давно пора переходить к делу.
– От депутата областного парламента всегда ждут новых хороших законов. Над чем вы сегодня работаете?
– Законотворчеством начала заниматься еще до избрания в Заксобрание. В 2013 году региональное отделение партии «Справедливая Россия» внесло на рассмотрение депутатов законопроект о поддержке садоводов. Закон был принят. За счет областного бюджета в садоводческих объединениях проводят электричество и воду, ремонтируют дороги и насосные станции. Еще одна инициатива «О поддержке малого и среднего бизнеса», к сожалению, была отклонена.
Три раза я вносила в областной парламент так называемый ясельный закон. Далеко не все дети от полутора до трех лет в Иркутской области могут получить место в детском саду. Я предложила таким семьям выплачивать компенсацию в размере прожиточного минимума. На эти средства мамы смогут нанять няню или устроить ребенка в частный детский сад. В настоящее время продолжаю вести работу над данным законопроектом. И даже если это будет мой единственный принятый областной закон, буду считать, что не зря пришла работать в областной парламент.