Сергей Сокол: В основе наших законов – воля народа
За четверть века Законодательное Собрание Иркутской области прошло путь становления, каждый его созыв примечателен своими достижениями и событиями. Третий созыв областного парламента объединенного субъекта РФ только в начале своего пути. В интервью газете «Областная» его спикер Сергей Сокол рассказал о том, что сегодня собой представляет законодательная ветвь власти.
– Парламенту Иркутской области исполняется 25 лет. За это время депутатами было сделано многое для развития региона. Сергей Михайлович, в чем, на ваш взгляд, главная миссия Законодательного Собрания?
– Действительно, за четверть века работы областного парламента было рассмотрено и принято более 2700 законопроектов. За этой «сухой» цифрой стоит огромный труд – парламентская деятельность в округах, заседания комитетов, комиссий, проведение сессий, депутатских слушаний, круглых столов с дискуссиями и обсуждениями. И сегодня в Законодательном Собрании по-прежнему идет эта системная работа, позволяющая планомерно решать самые острые проблемы и закладывать основы стабильности на будущее. При этом неизменным остается одно – решения, которые принимает депутатский корпус, направлены на повышение уровня жизни людей, экономическое и социальное развитие региона. В этом и есть миссия Законодательного Собрания.
– Сергей Михайлович, 11 лет назад вы были и.о. губернатора Иркутской области. Как тогда работалось с парламентом?
– После объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа я от лица правительства региона участвовал в координации работы по подготовке выборов в Законодательное Собрание первого созыва нового субъекта Федерации. Нашей задачей было создать условия, чтобы в состав нового парламента смогли войти молодые профессиональные кадры. Период был сложным, но первый созыв представительного органа объединенного региона продемонстрировал исключительную дееспособность. Именно тогда обновлялась не только законодательная база, также формировались системные и знаковые для Иркутской области программы, например, такие как «Народные инициативы».
– Важнейшие функции областного парламента – законотворчество, представительство и контроль. Изменились ли они за 25 лет?
– Функции, безусловно, остались прежними, изменения есть только в приоритетах парламентской деятельности. Наши предшественники из первых созывов работали над созданием региональной законодательной базы. Они были как «кузница законов». Благодаря им сформированы главные документы, по которым живет Приангарье. Текущие изменения, конечно, неизбежны, но в целом правовая система работает в нормальном режиме. Сегодня в деятельности Законодательного Собрания идет усиление парламентского контроля. Нам важно отследить, как исполняются законы, разобраться, почему происходят сбои. И, конечно, если найден недочет в самом законе, исправить его.
– То есть сегодня вы ищете виноватых?
– Смысл парламентского контроля не только в том, чтобы ответить на вопрос «кто виноват», но и в первую очередь на вопрос «что делать». Конечно, злонамеренные и тем более преступные действия должны караться, но это не единственная и, пожалуй, даже не главная цель и суть контроля. Смысл его в том, чтобы выявить проблемы, просчеты, и в конструктивном взаимодействии их устранить. Для этого на сессии, на депутатские слушания мы приглашаем руководителей министерств и ведомств. Активно включаем в работу Общественный совет Заксобрания и Молодежный парламент.
– А что скажете о представительской функции?
– Депутаты регионального парламента всегда стремятся работать для людей. Иначе просто быть не может! Сегодня, как никогда ранее, нам необходимо быть максимально близко к жителям области, активнее использовать механизмы обратной связи, как можно чаще встречаться с избирателями, развивать свои площадки в социальных сетях, активизировать работу своих помощников, организовывать публичные обсуждения резонансных законодательных инициатив, то есть всячески втягивать активных граждан в процесс непосредственного принятия решений. Нам очень важны мнения людей, наказы избирателей, которые потом становятся одной из основ для создания важных законопроектов.
– В нынешнем составе Законодательного Собрания представлено сразу пять фракций. Удается ли найти общий язык?
– Могу заверить, что отношения строятся конструктивно. Моя задача как спикера – минимизировать политическое влияние на любые процессы в работе Законодательного Собрания. Для этого необходимо консолидировать все здоровые силы и стремления, чтобы мы все вместе двигались вперед. Практика показала, что когда начинаешь работать, что-то делая полезное, политические вопросы отходят в сторону, и все начинают вливаться в этот процесс. Яркий тому пример – обсуждение и утверждение областного бюджета.
– Вообще насколько оправдана прогрессивная система выборов в Законодательное Собрание, когда половина депутатов избирается по партспискам, другая половина – по одномандатным округам?
– Созыв 2004–2008 годов первым был избран по прогрессивной системе. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на разницу в политических пристрастиях, депутаты сумели объединиться и конкретными делами доказали способность действовать в интересах всех жителей области. В этот непростой период было много серьезных проблем в регионе, на федеральном уровне набирали обороты глобальные реформы, часть из них касалась местного самоуправления и изменения порядка наделения полномочиями глав регионов. Тем не менее депутаты не только достойно вели свою работу, но и заложили новую традицию, которая получила высокую оценку на федеральном уровне, – они вместе с юристами, профильными специалистами начали проводить в территориях области семинары по разным актуальным вопросам. В настоящее время просветительские мероприятия чаще всего проводятся в формате вебинаров.
– Есть ли сегодня место дискуссии в Законодательном Собрании? Как обсуждаются законопроекты с правительством?
– Работа депутата такова, что чем больше в нее погружаешься, тем больше открывается проблем и ставится вопросов. Как правило, решения парламента принимаются в ходе жарких и острых дискуссий как внутри Законодательного Собрания, так и во взаимодействии с правительством области, с федеральными органами государственной власти. И только вместе мы можем найти оптимальные пути развития. И хотя не все было безоблачно, ветви областной власти выстраивали устойчивую систему конструктивного взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи. Нам всегда удавалось избежать серьезных кризисов.
– Как спикер вы много совершаете рабочих поездок по области, встречаетесь с жителями, местной властью, общественными организациями. Как это помогает в парламентской работе?
– Депутатские поездки по области, выездные заседания комитетов во многом связаны именно с необходимостью на месте оценить ситуацию, посмотреть, что требует нашего особого внимания. Именно так можно понять и почувствовать, как живут люди, какой есть потенциал у территорий, получить наказы от жителей.
– Первым шагом этого состава Законодательного Собрания стало увеличение финансовой помощи муниципалитетам. Значит ли это, что может в корне измениться структура формирования местных бюджетов? Возможно ли увеличение нормативов отчислений от налогов в пользу муниципалитетов?
– Объехав все территории Иркутской области, посмотрев на местах и обсудив проблемы с главами муниципалитетов, мы утвердились во мнении, что для решения приоритетных задач необходимо новое, более тщательное выстраивание межбюджетных отношений и эффективное распределение налоговой базы. Например, я вижу, что бюджетным отношениям между областью и муниципалитетами нужна скорейшая перенастройка. Муниципальные образования должны быть уверены в том, что получат в срок средства, по которым была договоренность, и им не придется пытаться самостоятельно решать свои наболевшие проблемы из-за отсутствия финансов. Также мы должны учитывать интересы муниципалитетов, активно пополняющих областной бюджет. Ответы на эти важные вопросы пока обсуждаются, но они обязательно будут найдены.
– Какие еще задачи планируете решить в юбилейном для областного парламента году?
– Главные задачи – поддерживать конструктивное взаимодействие всех уровней власти для улучшения условий жизни в Иркутской области и, конечно, продолжать работать над законами, улучшающими социальное положение людей.
Есть еще много задач, требующих решения по строительству и ремонту школ, детских садов, больниц, поликлиник, развитию транспортной инфраструктуры. Не менее важно сосредоточиться и на развитии экономики в регионе. Если создать хорошие условия для малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций, то, как результат, будет больше денег на решение обозначенных социальных проблем. Мы продолжим контролировать доведение бюджетных средств до муниципальных образований и процесс их освоения. В целом будем работать в направлении повышения качества жизни людей, наших избирателей, во всех территориях Приангарья.