Братья «Тирлямы»
Театр кукол «Тирлямы» – не только старейший в Братске, но и известный своими традициями коллектив далеко за пределами Иркутской области. Именно здесь служит актриса Анна Овсянникова, которая сыграла более 15 ролей в российских кинофильмах. Из «Тирлямов» приехал в Иркутский театр кукол «Аистенок» главный режиссер Юрий Уткин. Маленькие братчане и их родители любят свой театр за то, что он уже полвека дарит им волшебные сказки, учит доброте и любви. Символично, что в Год театра коллектив заканчивает юбилейный 50-й сезон. Недавно он принял участие в областном фестивале «Театральное Приангарье». О том, как сегодня живут «Тирлямы», газете «Областная» рассказал директор коллектива Михаил Наприенко.
– Михаил Геннадьевич, как получилось, что ваш театр почти на 20 лет старше Братского драматического?
– Братск был комсомольской стройкой. Сюда ехали молодые люди со всей страны. Здесь они влюблялись, создавали семьи, рожали детей. Поэтому комсомольцы вышли с предложением создать в Братске театр для детей. В 1960-е годы вообще появлялось очень много новых театров в Сибири. А почему это был театр кукол? Наверное, потому что он больше всего ассоциируется с театром для детей.
– Расскажите о вашем театре.
– К сожалению, у нас нет своего здания. Мы находимся в бывшем Дворце культуры «Металлург», ныне театрально-концертном центре «Братск-АРТ». Там же расположены музыкальный театр «Трубадур» и многие другие коллективы. Словом, у нас большая творческая семья, благодаря которой, на мой взгляд, мы пережили сложные 1990-е годы. Но, конечно, площадей не хватает, и условия сейчас не совсем такие, как хотелось бы.
– Сколько артистов в вашей труппе?
– 13, а всего в театре работает 37 человек. В нашем коллективе служат такие мэтры сцены, как Анна Овсянникова, известная всей стране по своим работам в кино, Александр Балданов, Владимир Ефимов, Роза Сафина. Все они посвятили театру по несколько десятков лет. Есть в нашем коллективе и молодое поколение: Никита Грищенков, Борис Палкин, Казимир Менделев, Ольга Москалюкова, Ольга Башева, Татьяна Барчук. И среднее поколение – Ольга Каурова, Бэлла Аладинова. Я тоже выхожу на сцену как артист. Конечно, у нас, как и у многих театров, нехватка артистов, и чтобы привлечь молодежь, стараемся приглашать на постановки известных режиссеров, создавать условия.
– Как вы, кстати, относитесь к тому, что ваш бывший главный режиссер Юрий Уткин теперь работает в «Аистенке»?
– Мы очень рады, что он продолжает свою творческую реализацию. Кстати, средняя прослойка нашей труппы, в том числе и я, его ученики. Конечно, мы гордимся им, и он, кстати, не теряет связь с нами, а продолжает у нас ставить. Например, перед Новым годом состоялась премьера спектакля «Все мыши любят сыр» в его постановке. Мы не забываем друг друга и сохранили теплые отношения.
– Правда, что вы сами прошли в «Тирлямах» путь от дворника до директора?
– Да, это правда, я попал в театр в лихие 90-е, когда у меня была проблема с работой. Устроился временно. Потом поработал машинистом сцены, монтировщиком, актером. Получил специальность «актер театра кукол» в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Сам писал пьесы и ставил их.
– То есть вы попали в театр случайно?
– Не совсем. Я с самого детства хотел быть актером театра кукол. Помню, когда мне было года четыре, Анна Овсянникова, с которой мы дружили семьями, пригласила нашу группу детского сада в театр, а потом она взяла меня за руку и отвела за кулисы. Тогда я попал в мир волшебной сказки! И это ощущение я пронес через всю жизнь. Но когда пришло время поступать, в Иркутском театральном училище закрыли эту специальность, и я пошел учиться на аппаратчика химического производства.
– Как же вы стали директором?
– Я фанат театра и не боюсь никакой работы. На самом деле наш бывший директор Юрий Гусев готовил меня на должность главного режиссера, и были планы поехать в Санкт-Петербург получать образование, но он ушел из жизни так неожиданно, что мне пришлось «подхватить знамя». Он был потрясающий хозяйственник и для меня – примером во всем, ведь он помог театру выжить в самое сложное время. Нам сейчас все-таки полегче, пусть культура по-прежнему финансируется по остаточному принципу, но эти остатки стали более значительные, и мы уже решаем совсем другие задачи.
– Чего вам не хватает?
– Как и многим театрам, современного, отвечающего всем требованиям технологического процесса, здания. Ведь в наш театр ходят дети, а это наше будущее! Все, что они здесь увидят, очень важно, ведь если мы заложим что-то хорошее в их душу, то они вырастут личностями! На мой взгляд, театр – это идеальный инструмент для воспитания, ведь он является синтезом многих искусств.
– Насколько востребован ваш театр?
– Театр для детей востребован всегда. Наши зрители – это разные дети: и те, чьи возможности безграничны, и ребята с ограниченными возможностями. Они одинаково хорошо воспринимают наши спектакли. И это их объединяет! Нам жаль, что мы не всегда можем доехать до ребят из отдаленных уголков, ведь Иркутская область большая, и не везде есть театры! Во многие поселки театры не приезжают десятилетиями! Но ведь там тоже наши дети!
– Удается выезжать?
– Мы стараемся. Ездим в Усть-Илимск, Усть-Кут, Осинский район, Вилюй, по Московскому тракту. Не так много, как хочется. Мы, к сожалению, не попадаем в губернаторскую программу для областных учреждений культуры, поскольку являемся муниципальным театром. Но ведь в Иркутской области всего три профессиональных театра для детей – «Аистенок», ТЮЗ им. А. Вампилова и мы, и на нас лежит огромная ответственность.
– Что составляет основу репертуара и отличает ваш театр от других?
– Я как руководитель считаю, что репертуар должен быть разнообразным, не в плане кукольных жанров, а с точки зрения режиссуры. Ведь только так дети смогут увидеть различный взгляд на вещи. Кроме того, это обогащает артистов и расширяет театральную палитру нашего репертуара. У нас есть спектакли, которые по 50 лет держатся в репертуаре, например, «Веселые медвежата», где сменился уже шестой комплект кукол. Есть современные постановки. Что касается отличительной черты нашего театра, то куда бы мы ни выезжали, нас везде называют братьями. Не только из-за того, что мы из Братска, но и потому, что у нас очень хорошая дружная атмосфера в коллективе.
– Расскажите ваши впечатления о первом фестивале «Театральное Приангарье» в Иркутске?
– На мой взгляд, этот фестиваль очень нужен театрам Иркутской области, ведь у нас замечательные коллективы, не только профессиональные, но и любительские. Такое общение обогащает театры. Мы вообще творческий регион, и нельзя об этом забывать! Иначе все разъедутся, поскольку не хлебом единым жив человек, и не очень разумно игнорировать его духовные и культурные потребности.