Итоги внеочередной сессии
25 апреля на втором заседании внеочередной сессии Законодательного Собрания, созванной по инициативе 21 депутата, рассматривались всего четыре вопроса, касавшиеся порядка муниципальных выборов.
Год назад губернатором области был разработан и поступил в Законодательное Собрание законопроект «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области». Одна из его статей, касающаяся выборов глав муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района, городского округа, предполагала, что он избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Именно эта статья и стала камнем преткновения, поскольку ликвидировала практику избрания мэра областного центра из среды депутатов городской думы, инициированную депутатами Законодательного Собрания предыдущего созыва. Для мэра Иркутска предлагалось не делать исключения, а избирать его посредством народного волеизъявления.
Альтернативой губернаторскому выступил законопроект, представленный депутатами Андреем Андреевым (КПРФ) и Дмитрием Тютриным (ЛДПР). Он основывается на 36-й статье 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой глава муниципального образования может избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам проведенного конкурса.
Такой способ формирования органов местного самоуправления предусматривает четко прописанные конкурсные требования к претендентам, гарантирующие определенный уровень профессиональной подготовки при отборе будущих градоначальников, а также экономию бюджетных средств.
В последний момент, когда повестка сессии была уже утверждена, появился и третий альтернативный проект закона, предложенный депутатом от Усть-Илимска Виталием Перетолчиным. Мнения разделились: представители фракции КПРФ сочли это нарушением Регламента Законодательного Собрания. Фракция «Единая Россия» и правовое управление аппарата Собрания отстаивали точку зрения, что в соответствии с законодательством альтернативные законопроекты как взаимоисключающие должны рассматриваться Законодательным Собранием одновременно, с использованием рейтингового голосования, а принятым считается тот законопроект, который наберет наибольшее количество голосов депутатов.
Спор затянулся, и чтобы не обострять и так накаленную обстановку, депутат Виталий Перетолчин отозвал свой законопроект.
По оставшимся двум законопроектам как альтернативным, исключающим друг друга, было проведено рейтинговое голосование. В итоге большинство голосов набрало предложение Андрея Андреева и Дмитрия Тютрина. Именно оно рекомендовано ко второму чтению.
Также на сессии были рассмотрены два альтернативных законопроекта, предлагающих внесение изменений в областной закон «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Один из них, представленный большой группой депутатов разных фракций, устанавливает порядок досрочного голосования на муниципальных выборах, исключающий злоупотребления, которые неоднократно фиксировались в ходе предыдущих выборов. Второй законопроект, внесенный депутатами Антоном Романовым и Сергеем Бренюком, предлагает вообще отменить институт досрочного голосования, оставив за избирателями право пользоваться только открепительными удостоверениями в день голосования. По мнению областной прокуратуры и министерства юстиции, это ограничивает права избирателей, которые в день выборов могут находиться в другом муниципальном образовании. Как считает областная избирательная комиссия, опирающаяся на решение Конституционного суда РФ, отмена досрочного голосования целесообразна только на региональных или федеральных выборах.
В ходе голосования был принят в первом чтении законопроект, инициированный группой депутатов.