Штраф за рыбалку: Почему браконьерство опасно и невыгодно?
В водоемах Иркутской области наступает нерестовый период. С 25 апреля по 25 июня вводится запрет на вылов ценных видов – тайменя, ленка, хариуса, а с 1 мая по 15 июня нельзя ловить щуку. Ограничена добыча рыбы любым способом, в том числе и удочкой с берега.
Как рассказал заместитель руководителя Ангаро-Байкальского управления федерального агентства по рыболовству Ринат Енин, с этого года предусмотрена повышенная ответственность за нарушение правил рыболовства. Прежде всего это касается размеров штрафа, который теперь составляет от 2 до 5 тыс. рублей. Кроме того, в случае нанесения значительного ущерба браконьер может лишиться свободы на срок от года до двух лет.
Конечно, такое наказание грозит не обыкновенному любителю рыбалки, а только тем, кто занимается добычей в целях извлечения наживы и использует для этого запрещенные орудия. Нередки случаи, когда вред от действий браконьеров составляет до 500 тыс. рублей, а это уже является прямым основанием для возбуждения уголовного дела.
– В этом году значительно повышена такса для исчисления размера ущерба, нанесенного незаконной ловлей, – подчеркнул Ринат Енин. – О масштабах изменений можно судить по тому, что если раньше за одного незаконно пойманного леща надо было заплатить 25 рублей, то сегодня 500.
Плата, взимаемая с нарушителей, оставалась постоянной в течение последних 10 лет. За это время стали разнообразнее орудия и способы браконьерства, для борьбы с ними нужны дополнительные средства. Кроме того, увеличились расходы на восстановление рыбных запасов.
Для сохранения биологического разнообразия в сибирских водоемах установлена суточная норма вылова на одного гражданина. Например, таких редких пород рыб, как сиг, омуль, хариус, ленок, таймень, тугун за день можно добыть не более 5 кг, щуки – 10 кг, прочих видов – не более 20 кг. При этом речь идет об использовании только разрешенных орудий лова, к числу которых не относятся сплавные сети, остроги, электрошок и некоторые другие.
В этом сезоне рыболовная инспекция намерена усилить контроль над соблюдением запретов. Стационарные посты установлены в районе залива Курма Иркутского водохранилища, на побережье байкальских рек, по которым уходит на нерест омуль.
Инспекторы будут патрулировать берега других водоемов мобильными группами, в состав которых входят сотрудники полиции и национальной гвардии. Ведь нередки случаи, когда нарушители оказывают вооруженное сопротивление. Участие в патрулировании принимают и добровольные помощники из числа активистов общественных организаций рыболовов.
– Совместными усилиями нам удалось переломить тенденцию распространения браконьерства в нашем регионе, – отметил Ринат Енин. – Это подтверждает статистика зафиксированных случаев нарушения правил в южных районах Байкала, на реках, впадающих в озеро. В прошлом году за нанесение ущерба биологическим ресурсам было возбуждено более 100 уголовных дел. В то же время высоким остается уровень браконьерства в Усольском и Черемховском районах, на Ангаре в пределах городской черты Иркутска, на побережье Байкала.
Сокращение количества правонарушений специалисты связывают с тем, что браконьером становится быть не только опасно, но и невыгодно. Всем желающим получить доход предоставлены широкие возможности для легального лова. Для этого за необременительную плату можно взять в аренду участок для организации рыбного промысла. Никаких претензий со стороны органов рыбоохраны такая деятельность не вызывает, запрета на использование сетей нет. Что же касается объемов вылова частиковой рыбы, то они договором аренды не ограничиваются, гарантируя тем самым хорошую прибыль.
– Развитие такого направления предпринимательской деятельности отвечает интересам природы, – подчеркнул Ринат Енин. – Дело в том, что частиковая рыба препятствует развитию в водоемах ценных пород. При правильном подходе к организации лова это послужит увеличению численности сига, омуля, тайменя. В прошлом году промышленная добыча в Иркутской области составила 2,5 тыс. тонн частиковой рыбы.