Стратегию вернули на доработку
Специальные депутатские слушания были посвящены рассмотрению проекта Стратегии развития Иркутской области, подготовленного областным правительством.
Как известно, первый вариант Стратегии был представлен еще в 2016 году, но не был поддержан депутатами. По мнению председателя Законодательного Собрания Сергея Сокола, в документе перспективы развития региона рассмотрены в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия Иркутской области с другими субъектами Федерации. Также при разработке проекта не учтены Стратегии развития муниципальных образований, отсутствует встроенность мероприятий Стратегии в национальные проекты и другие федеральные целевые программы.
– Это очень важно для получения поддержки из Федерации, в том числе и финансовой, – заметил он.
Спикер также считает, что в Стратегии не отражен переход от экономики природных ресурсов к экономике интеллекта и информационных технологий. В прошлом году депутаты вынесли проект на широкое обсуждение, в результате чего было получено большое число рекомендаций и предложений.
Основные направления Стратегии представил депутатам зампредседателя областного правительства Антон Логашов. Она включает три приоритета развития: первый – человеческий капитал и демография, второй – инфраструктура и третий – экономика и эффективное управление. Все эти задачи, по словам Антона Логашова, характеризуются конкретными расчетными показателями, которые продиктованы указами президента и 12 национальными проектами. На их основе разработаны 49 региональных проектов и заключены соглашения с федеральными органами. На их реализацию только в этом году область получит более 12 млрд рублей.
Большое внимание уделяется развитию экономики. Исходя из перспективных инвестиционных проектов, а также планов крупнейших компаний, в Стратегии выделяется девять отраслевых комплексов. В настоящее время на территории области реализуется порядка 120 инвестпроектов стоимостью более 800 млрд рублей. Основной объем инвестиций приходится на нефтегазовый комплекс, который базируется в Усть-Кутском и Катангском районах.
Стратегический проект – разработка золотоносного месторождения Сухой Лог в Бодайбинском районе. Это поможет привлечь в экономику области более 90 млрд рублей только прямых инвестиций, увеличит налоговые поступления на 20 млрд рублей, а также создать более 4 тыс. рабочих мест. В планах строительство алюминиевого завода в Тайшетском районе. «Группа «Илим» реализует проект, связанный с модернизацией производства, стоимостью более чем в 50 млрд рублей.
– Все эти меры, – подчеркнул Антон Логашов, – позволят к 2030 году по сравнению с 2017-м увеличить ВРП в сопоставимых ценах на 67%, а объем налоговых доходов консолидированного бюджета поднять до 294 млрд рублей.
В ходе обсуждения депутаты обратили внимание разработчиков на ряд моментов, которые не были учтены при разработке проекта Стратегии. Особенно внушительный объем претензий предъявила председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова. В частности, она настаивает на пересмотре деления Иркутской области на опорные территории развития (ТОРы). По ее мнению, включение Тайшетского района в Тайшето-Тулунскую ОТР нецелесообразно, его надо сделать отдельной опорной территорией:
– Тайшет – это ворота между нашей областью и Красноярским краем, там задумано крупное промышленное строительство, и необходимо уделить развитию этой территории более пристальное внимание.
На одно упущение Стратегии обратил внимание председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Виктор Побойкин:
– В ее первом варианте забыли написать слово «уголь». Большая часть его добывается в Черемховском районе, который я представляю в областном парламенте. Совершенно вскользь упомянуто о месторождении магнезита, содержащем 75% общероссийских запасов. Ни слова не сказано об Анодском тальковом месторождении, дающем 95% добычи этого сырья в стране.
Свои замечания высказал и депутат от Усть-Илимска Артем Лобков. Его удивило, что крупнейший северный город включен в Усть-Илимско-Катангскую ОТР, где главный упор развития делается на строительство трассы «Вилюй», не имеющей к городу никакого отношения, и прокладки железнодорожной магистрали Нижневартовск – Нижний Яр – Усть-Илимск, проектирование которой в программе развития АО «РЖД» запланировано на 2032 год.
По словам зампредседателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Виталия Перетолчина, представленный проект Стратегии ничто иное, как набор целей и задач без конкретных мероприятий. Например, планируется снижение на 20% выбросов предприятий, загрязняющих атмосферу, однако неясно, за счет каких мероприятий это будет сделано.
Как отметила председатель комиссии по Регламенту Лариса Егорова, имеющееся в разделе «Молодежь» утверждение, что поддержка молодежи оказывается в достаточной мере, далеко от реальности:
– Вряд ли наша молодежь согласилась бы с оптимизмом составителей Стратегии.
По мнению вице-спикера ЗС Ольги Носенко, сегодня в приоритете должна быть проблема кадрового обеспечения. Для ее разрешения требуется соответствующая программа.
– Имея возможность получить образование и найти достойную работу, молодежь не будет уезжать из нашего региона, – подчеркнула Ольга Носенко.
Свою точку зрения на проект Стратегии высказал председатель Совета Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Роман Ищенко:
– Стратегия должна учитывать все аспекты жизни в регионе, но при этом понятно, что прорыв совершается в каких-то конкретных точках. Этих точек как раз и не хватает.
Как сообщил президент союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» Алексей Соболь, от бизнес-сообщества поступило более 300 замечаний к проекту Стратегии. Большая часть была учтена в ходе ее корректировки, но ряд вопросов требует доработки. В частности, необходимо обратить внимание на развитие торговли как основной сферы деятельности малого и среднего бизнеса и сферы, обеспечивающей занятость населения, а также улучшения инвестиционного климата в регионе. Кроме того, по мнению эксперта, требуется предусмотреть механизм промежуточного контроля за ходом реализации Стратегии и анализа ее эффективности.
По итогам обсуждения депутаты рекомендовали областному правительству доработать проект Стратегии с учетом поступивших предложений.