В Иркутской области сократилась нелегальная заготовка древесины
К 2018 году нелегальная заготовка древесины в Иркутской области уменьшилась в 1,9 раза. Это произошло благодаря введению маркировки древесины и двухкратному росту межведомственных проверок.
Борьба с незаконными вырубками остается одной из главных повесток в Иркутской области как для властей, так и для общественных организаций всех уровней. Пристальное внимание к этому вопросу привело не только к введению дополнительных мер контроля за оборотом древесины, но и к уменьшению объема незаконно заготавливаемых лесов.
Практически каждый год власти вводят дополнительные меры, которые позволяют эффективнее решать проблему. С 2014 года в России работает Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). А с января 2019 года ее использование стало обязательным для всех участников сделок с древесиной. Два года назад, в 2017-ом, лесничества Иркутской области начали выдавать лесопользователям идентификационные карты. Это своего рода документ строгой отчетности, в котором отражаются сведения о номере транспорта владельца, объеме партии древесины, которую он доставил в пункт приема, а также номер сопроводительного документа. Также, с 2017 года в Иркутской области на каждое бревно предоставляется чип, который гарантирует, что оно срублено легально.
Кроме того, ежегодно увеличивается число проверок участников рынка, которые проводит Министерство лесного комплекса Иркутской области: с 2015 по 2018 годы их количество выросло почти в два раза. Если в 2015 года власти устроили 15,9 тыс. проверочных мероприятий, то в 2016 году их число выросло до 17,7 тыс., в 2017-ом до 25,9 тыс., а в 2018 году – до рекордных 27,9 тыс. И эта тенденция будет сохраняться в следующие годы, обещают в министерстве. В частности, инспекторы проверяли, как участники рынка исполняют обязательные требования лесного законодательства. Более, чем в трети мероприятий были задействованы местные правоохранительные органы.
Оперативный обмен информацией всех заинтересованных ведомств и незамедлительное принятие мер позволило увеличить число тех нарушителей, которые выплачивают штрафы в полном объеме. С 2015 по 2018 год количество тех, кто понес заслуженное наказание выросло с 61% до 68%. В денежном выражении сумма выросла с 25 млн руб. в 2015 году, до 63 млн руб. в 2018 году.
Пристальный контроль за выполнение требований лесного законодательства закономерно привел к позитивным результатам: в Иркутской области стало больше добросовестных арендаторов земельных участков, которых позволяют производить древесину. Как следствие, в казну стало поступать больше налогов от участников этого бизнес-сообщества.
Если в 2015 году налоговые поступления в бюджет Иркутской области составляли всего 3 млрд руб., то год спустя они выросли до 4,8 млрд руб., в 2017 году – до 6,6 млрд руб., а в 2018-ом – до 10,3 млрд руб. Таким образом, всего за три года объем налогов вырос в 3,4 раза.
Бюджетная система России также выигрывает от увеличения числа законопослушных лесопромышленных компаний. Поступления в федеральный бюджет от использования лесов в Иркутской области выросли на 94,5% с 1,3 млрд руб. в 2015 году до 2,6 млрд руб. в 2018 году.
Не последнюю роль в этих позитивных изменениях играют увеличение «белых» прозрачных сделок с лесом, а также глубина переработки древесины. Другими словами, в Иркутской области значительно вырос объем продукции с надбавленной стоимостью, а экспорт круглого леса с низкой стоимостью из региона снизился.
В противовес тому, как снижается нелегальная заготовка древесины, в регионе растет объем законно и по всем правилам проданного леса. По официальным данным, в 2015 году было подготовлено 34 млн куб. метров древесины, а в 2018 году – 35,7 млн куб. метров.
Вопрос нелегальной заготовки древесины многие годы остро стоял в Иркутской области, но благодаря принятым действиям оборот такого леса снизился. Рост проверок и увеличение налогов доказывают эффективность курса, выбранного властями: проблема медленно, но неуклонно решается.