Двойной праздник ветерана Великой Победы

Начало мая в семье Ираиды Березняк – время особенное. В дом спешат с поздравлениями родные, друзья, знакомые… Пятого числа она отмечает день рождения, а 9 Мая – годовщину Великой Победы. В этом году с 95-летним юбилеем и Днем Победы ветерана Великой Отечественной войны Ираиду Ильиничну Березняк поздравил губернатор Сергей Левченко.

Сколько же у вас орденов! – ахнул в дверях Сергей Левченко, увидев принаряженную юбиляршу. – Разрешите, фотограф сделает несколько ваших снимков?

Обомлев от вида высоких гостей, хозяйка не издала ни звука.

Мама, разговаривай, не стесняйся! – принялись тормошить ее дочери.

– Ничего, она всю войну прошла, даже две, не из робких! – тепло приободрил растерявшуюся Ираиду Ильиничну губернатор. – Расскажите нам о фронте. Где было тяжелее: на Западном или Восточном?

Почувствовав искреннюю заинтересованность, старушка пустилась в воспоминания:

Страшно было везде, но тяжелее, конечно, на Западном, особенно на Украине…

Получив повестку в 1941 году, в 17 лет, из поселка Залари она уехала в учебную часть. Там освоила ремонт самолетов и специальность радиста. В звании младшего сержанта ее отправили на фронт. Воевала на Первом Украинском, Втором и Третьем Белорусских фронтах, принимала участие в освобождении городов Ковель, Сарны, Львов, Ровно – на Украине; Мазовецки, Люблин – в Польше.

Наша часть жила в вагонах, не на линии фронта, – поделилась деталями Ираида Ильинична. – Немцы наши самолеты побьют – мы их ремонтируем. Бомбили всегда ночью, а однажды днем налетели, я гайки в кабине закручивала. Меня ранило в руку, но я ничего не почувствовала. Потом, когда ребята подскочили, у меня полная кабина крови, а я без сознания…

«Подлатали» ее тут же в вагоне местные доктора, и она со своей частью двинулась на Запад. На Украине, пояснила, пережила настоящий ужас от злобствования бандеровцев: девчонку-фронтовичку бандиты изловят, всю изрежут, повесят и гогочут: смотрите!

– Когда подъезжали ко Львову, нас командиры предупреждали: если сумеете спастись – останетесь живы! Мужиков на передовую направили, а мы трое суток в болоте просидели. Потом одна девчонка закричала: мы все здесь замерзнем и помрем! Подошел командир, прицыкнул: еще раз крикнешь – здесь и останешься! Такая тогда была дисциплина – сталинская! – утирает слезы от нахлынувших чувств фронтовичка. – И голодно было очень. Врач нас учила: берите на язык соль – есть хотеться не будет, только пить. Многие от голода пухнуть начали…

В Польше, продолжает, стало полегче. Местное население встречало советских бойцов с радостью. Ведрами носили им супы и каши. А когда в Германию вошли – все просто приободрились – конец войне близок!

Рано радовались. Уже на подступах к Берлину их часть развернули на восток. Зачем – узнали гораздо позже, а пока гнали, не останавливаясь, ни днем, ни ночью до самой Москвы, у Ираиды была задача довезти подругу живой до ближайшего госпиталя. Не довезла. Та скончалась, обняв ее за шею, всего в нескольких километрах от столицы. В Москве встречающим подружку родителям она передала только документы и рассказала, где похоронили их дочь.

После был Восточный фронт. Ираида участвовала в разгроме Квантунской армии, освобождении Харбина, прошла с армией Северную Корею, Японию, откуда в октябре 1945 года ее демобилизовали. Однополчанин Яков Березняк приехал к ней через несколько месяцев. Поженились, родили двух дочерей и сына. Вместе прожили более 50 лет.

В мирное время Ираида Ильинична окончила библиотечный техникум. Сначала работала в школьной библиотеке станции Батарейная, затем замполит Иркутского гарнизона пригласил ее к себе. Проводила политбеседы, диспуты, конференции, организовывала встречи с писателями и другими известными людьми. Выйдя на пенсию, возглавила местный Совет ветеранов. Яков Данилович почти до 80 лет трудился токарем. Они вместе помогали воспитывать шестерых внучат, а вот правнукам пришлось Ираиде Ильиничне уже радоваться одной – семь лет назад она стала вдовой.

– Многие маму звали «мэром» станции Батарейная, – смеясь, рассказывают губернатору дочери Ираиды Ильиничны. – Отключили в доме свет – ей звонят, непорядок с отоплением – снова. Она у нас живо порядок во всем наводила, для нее ведь ни чинов, ни рангов никогда не существовало, если люди в беде! До сих пор нас воспитывает, всем руководит! Активную жизнь ведет и сейчас: встречается со школьниками и студентами, рассказывает им о войне. Ежедневно делает зарядку, ухаживает за собой, много общается…

Конечно, у нее же закваска военная, – соглашается Сергей Левченко. – Столько пережить, выстоять и в мирное время восстанавливать страну, многое сделать для людей – это дорогого стоит. Именно на таких людях всегда держалась и держится Россия!

КСТАТИ:

1 января 2019 года из областного бюджета установили выплату пожилым людям к юбилейным датам: 90, 95, 100 и более лет. Согласно постановлению правительства Иркутской области «О предоставлении единовременной денежной выплаты к юбилейным датам гражданам, проживающим в Иркутской области» установлена мера социальной поддержки: гражданам, достигшим 90 лет, она составляет 10 тысяч рублей, достигшим 95 лет – 12 тысяч рублей, достигшим 100 лет – 15 тысяч рублей.

По информации министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимира Родионова, на 30 апреля выплату уже получил 971 долгожитель. 118 человек в области в этом году отметят 100 и более лет.