Объединение сельских поселений: плюсы и минусы
В ходе апрельской сессии Законодательного Собрания был проведен муниципальный час, посвященный перспективам развития сельских территорий и целесообразности их преобразования путем объединения.
Опытом слияния двух муниципальных образований поделилась председатель думы Усольского района Надежда Глызина. На территории района располагается 12 МО, куда входит 46 населенных пунктов с численностью почти 50 тыс. человек.
Два поселения: Белореченское городское и Мальтинское сельское располагаются бок о бок, их разделяет лишь железная дорога. А вот дистанция, которая разделяет их финансовое положение, куда значительнее. Если бюджет поселка Белореченское благодаря двум крупным агрохолдингам, расположенным на его территории, подбирается к 70 млн рублей, то у соседей, лишенных промышленных объектов, он не превышал 15 млн рублей. Естественно, этих средств не хватало на ремонт дорог, освещение села, содержание водопроводной сети и другие обязанности, возлагаемые на сельскую администрацию.
Вот и возникла мысль объединить финансовые возможности двух поселений. Тем более, что 131 федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» предусматривает возможность преобразования муниципальных образований, в том числе путем объединения двух и более поселений без изменения их границ.
– Идею вынашивали долго, – рассказала Надежда Глызина. – Тщательно разрабатывали механизм объединения, обсуждали его с работниками администрации, депутатами, проводили публичные слушания, но само объединение начали осуществлять в 2017 году, чтобы дать выборным должностным лицам завершить свой срок полномочий.
Результат оправдал ожидания. Были сэкономлены средства на содержание администрации, появилась возможность провести обновление коммунальной инфраструктуры, наладить регулярное транспортное сообщение между двумя населенными пунктами. Библиотечный фонд села Мальты, который не пополнялся уже несколько лет, получил новые книги, а общее кладбище, на достойное содержание которого у мальтинской администрации не хватало средств, а белореченская не имела право выделять деньги, теперь обрело необходимое финансовое обеспечение.
По мнению председателя комитета по бюджету ЗС Натальи Дикусаровой, опыт объединения муниципальных образований Усольского района и Ангарского городского округа очень ценен, но во многом его успех объясняется близостью к областному центру и компактному расположению.
– Когда же аналогичный процесс проводить в том же Тайшетском районе, где между муниципальными образованиями сотни километров и добраться до них можно лишь по зимнику, то это означает оставить отдаленные населенные пункты без главы администрации, без думы, то есть без управления. Поэтому я считаю, что к объединению нужно подходить очень аккуратно.
Такой же позиции придерживается и депутат Антон Романов:
– Объединение оправдывает себя, когда оно придает новый импульс социально-экономическому развитию муниципальных образований. Иначе под видом объединения мы будем проводить политику ликвидации сельских поселений. Я считаю, там, где есть система управления, там есть жизнь, а где нет главы, где нет представительного органа власти, там жизнь замирает. Прежде чем объединять, надо использовать все меры экономического стимулирования.
Поддержали коллег Галина Кудрявцева и Сергей Бренюк. Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов, в избирательный округ которого входят северные районы, также добавил, что строительство объектов социальной инфраструктуры остро необходимо и в небольших поселках.
По мнению главы и одновременно председателя думы Гороховского муниципального образования Иркутского района Максима Пахалуева, сельским поселениям, чтобы удержаться на плаву, целесообразнее сосредоточиться на развитии сельскохозяйственного производства.
– Иначе при отсутствии рабочих мест деревня просто обречена на вымирание. Еще 15 лет назад численность составляла почти 2,5 тысячи человек, а сейчас осталось лишь чуть более 1,6 тысячи. И то это люди пенсионного или близкого к этому возрасту, молодежь в основном уезжает.
Максим Пахалуев обратил внимание на неподготовленность сельских поселений к «мусорной реформе». Непонятно, на какие деньги приобретать контейнеры и обустраивать контейнерные площадки. Он предложил подразделениям министерства лесного комплекса самим выполнять 30-метровые пожарные разрывы вокруг населенных пунктов, а не возлагать эти затратные обязанности на глав поселений:
– Объем полномочий у поселений с каждым годом растет, а финансируются они, к сожалению, не в полном объеме. Приходится во многих случаях полагаться на собственные силы. На мое обращение в минимущество о строительстве пожарного депо мне ответили: вместо депо организуйте добровольную пожарную дружину. Организовали. В команде 11 человек, я командующий. Чтобы быстрее добираться до пожаров, своими силами восстановили «КамАЗ», который незаконно содержим. И так каждый раз приходится изворачиваться.
Исполнительный директор областной Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская сообщила, что на втором чтении в Госдуме находится законопроект, который вводит новый вид местного самоуправления – муниципальный округ, который может состоять из двух и более муниципальных образований. Это, по ее мнению, для области более перспективное направление, и есть смысл поработать над этой темой совместно с депутатами.
– У муниципальных образований накопилось столько серьезных проблем, обсуждение которых невозможно уместить в рамки муниципального часа, – сказала она. – Я бы предложила посвятить им отдельную сессию Законодательного Собрания.
Спикер областного парламента Сергей Сокол поддержал это предложение и поручил профильному комитету проработать данный вопрос.