Команды из восьми стран мира создали деревянные скульптуры на фестивале «Лукоморья»
Мифы и легенды на новый лад
Полторы недели с восхода солнца и до поздней ночи с территории детского лагеря «Лукоморье» по всему поселку Савватеевка разносились жужжание бензопил и стук топоров. 24 команды из восьми стран мира работали над созданием деревянных скульптур. В руках мастеров не только оживали мифы и легенды народов мира, как было заявлено темой нынешнего фестиваля, но и рождались новые.
Объявляя старт нынешнего международного фестиваля «Лукоморье», организатор мероприятия Иван Бутенко даже помыслить не мог, какие сюрпризы он принесет. Глобализация настолько стерла границы стран и континентов, перемешала все образы и национальные традиции, что рядом с древними мифологическими божествами, героями былин и саг в сосновом бору появились философские инсталляции и персонажи популярных телесериалов.
Китаец Дангйонг Лю, представляющий Италию, вырезал «Красавицу и чудовище» – легенду Диснейленда, иранцы Амин Балагиналу и Сейедяссер Хоссейни – королеву Дейенерис в объятиях драконов – главный персонаж суперпопулярной «Игры престолов». Художники еще одной итальянской команды, в духе национальной традиции сотворившие из дерева привычных Пиноккио и сверчка, оказались вовсе не итальянцами. Хосе Луис – выходец из Перу, а его супруга Кармела Порко Сентанни – родом из Венесуэлы. Москвич Илья Польских, как выяснилось, тоже оказался неравнодушен к… итальянкам. Используя филигранную технику борогодской резьбы, он создал шедевральный облик Моники Беллуччи.
Иркутянина Леонида Киселева и ангарчанина Сергея Горбунова на создание нынешней скульптуры вдохновили не отечественные кикиморы, русалки и лешие, а божество из древнекитайской мифологии.
– Изначально мы хотели вырезать именно лешего, но подумали, что тут их будет немеряно, – признался с улыбкой Сергей. – Долго мучились, думали над оригинальным сюжетом. Однажды пришел с работы, а жена, проведя несколько часов в интернете, предложила вырезать на конкурсе образ Нюйвы – китайской богини, которая сотворила людей. Нюйва брала куски глины и лепила из них человечков. Затем ей это надоело, и она стала глину просто раскидывать. Из того, что богиня слепила своими руками, получились люди высшего сословия, а то, что раскидала – низшего. Посоветовался с Сергеем, который сначала на «иностранку» ни в какую не соглашался, а потом, когда вник в философский смысл легенды, ему все понравилось.
Мария Вавилова из Нижнего Тагила и Александр Савинов из Чебоксар также за основу своей композиции взяли восточную мифологию – персонаж японского фольклора кицунэ. К тому же их работа представляет собой невероятно сложную конструкцию. Свою скульптуру ребята сделали сразу из двух бревен, соединяя отдельные детали с помощью склеек и скруток.
– 14 больших болтов стянули вот этот огромный круг, – объясняет технические тонкости Александр. – Когда у тебя одно бревно, ты рисуешь на нем, потом вырезаешь, и все видишь: руки, ноги, туловище… А мы начали с колеса – символа превращений. Потом к нему подтягивали ногу. Для этого надо было выпилить болванку, примерить, обрисовать, снять общую форму и снова поставить. Сложность в том, что сразу не видно цельную композицию, у нас она появляется частями, фрагментами. Но мы сознательно пошли на такие трудности, чтобы форма соответствовала содержанию.
– По японской мифологии кицунэ – это демонический лис-оборотень, который может перевоплощаться в любого человека или существо. Чем старше он становится, тем больше у него появляется хвостов, и тем больше его сила, – раскрывает идейный замысел Мария. – Наш кицунэ имеет девять хвостов – максимальное количество, и вот-вот превратится в человека. Такой оборотень имеет неограниченную власть над временем и пространством, подчиняет массы людей своей воле или наводит на них безумие.
По мнению конкурсантов из Воронежа Александра Алферова и Александра Ивченко, создавших «Легенду о мироздании: венец творения», для того, чтобы мир скатился в хаос, никакой оборотень не нужен – достаточно непомерного увлечения людей цифровыми технологиями. Из-за них фигуры слонов, на которых покоится, согласно представлению древних, земля, постепенно распадаются на пиксели. Черепаха вместо ног имеет гусеницы, как у трактора, да и сама планета оказывается не сферой, а кубом.
– Старинную легенду о мироздании мы сознательно решили переиначить, – рассказывает Александр Ивченко. – Захотели и пошутить, и заставить зрителей задуматься: к чему в итоге придет человечество? Вселенная оцифрована. Наши слоны раздают wi-fi. Интернет, который может быть источником глобального знания, в итоге становится источником глобального невежества, все меняется местами. Черепаха забирается на слонов, земля не круглая, а квадратная. Венец творения, которым принято считать человека, у нас – обезьяна, держащая в лапах гаджет. Эволюция зашла в тупик. Когда-то обезьяна, взяв палку, превратилась в человека, а теперь… Смешно, когда двое сидят в одной комнате и вместо беседы общаются по мобильным телефонам, кидая друг другу смс и издавая при этом какие-то нечленораздельные звуки…
Кстати, сам Александр Ивченко в прошлом иркутянин и журналист. После окончания ИГУ пять лет проработал в телекомпании АИСТ, руководил отделом журналистских расследований. Между прочим, и в «Лукоморье» он оказался, когда снимал репортаж о первых фестивалях.
– Тогда я думал, что так работать руками просто нереально, – улыбается мастер. – Но несколько лет назад по семейным обстоятельствам я перебрался в Воронеж. Жена на день рождения подарила бензопилу. Попробовал – получилось. С деревом я всю жизнь работал, поскольку вырос в тайге, в Ербогачене. Не скажу, что сразу выходило все, как хотелось, но постепенно набирался опыта и мастерства. В прошлом году стал победителем на первом открытом чемпионате России. В «Лиге удивительных людей» взял приз зрительских симпатий.
Пока уставшие мастера придирчиво оглядывали творения своих рук, находя незначительные огрехи, члены жюри, стараясь сохранять бесстрастное выражение лиц, делали отметки в блокнотах. До подведения итогов всего несколько часов, а оценить предстояло 24 новых шедевра.
После подсчета голосов высшего балла удостаивается работа «Песнь о вещем Олеге» Льва Брюханова и Владимира Климова из Сергиева Посада.
– Ввиду того, что фестиваль международный, нам хотелось отразить в мифах и легендах именно свою страну и рассказать о русском эпосе: богатырях, воспетых старцами-гуслярами, – разъяснил задуманный смысл Владимир. – Наша композиция не только кратко повествует о содержании произведения Пушкина, но и показывает, каким образом устное русское народное творчество передавалось из поколения к поколению. Мы изобразили гусляра, который поет эту былину, князя, волхва, предсказавшего Олегу смерть от коня.
– В фестивале мы принимаем участие уже в четвертый раз, но каждый раз едем с новыми идеями и пробуем что-то новое, – в свою очередь добавил Лев Брюханов. – Например, я, как скульптор, родился именно здесь, в «Лукоморье», потому что больше нигде не имею возможности работать с таким уникальным материалом, как ангарская сосна. Только из нее я могу реализовать свои самые смелые фантазии. Нынче, например, мы решили изготовить не обзорную скульптуру, а выполнить работу в виде панно. Обрабатывать его бензопилой, чтобы оно вышло к тому же ажурным, поверьте, было ой как непросто.
Второе место присудили Илье Польскому за «Легенды волшебного леса», а замкнула тройку победителей работа монгольских мастеров Церенбата Дашбалжира и Баярсайхан Базарад «Непокорный старик».
Флаг фестиваля спущен. Объявляя тему следующего, Иван Бутенко отметил:
– Поскольку конкурс проходит в «Лукоморье», значит, что он обязательно должен быть с ним связан. И звучать тема будет так: «Там лес и дол видений полны…» Если уж мифы и легенды так разбудили фантазию наших конкурсантов, боюсь даже предположить, чего нам ждать от видений. Наверняка это будет нечто фееричное и необыкновенное!