Политические игры вокруг «Туколони»
Любой ценой?
Нынешним летом планируется провести дополнительное обследование участков леса в заказнике «Туколонь» в Казачинско-Ленском районе, пострадавших от пожаров 2015 и 2016 годов. Об этом сообщил директор филиала ФБУ «Рослесозащита» – Центр защиты леса Иркутской области Александр Зверев 27 мая.
Заказник «Туколонь», расположенный вдоль реки Киренга в Иркутской области, может стать самым обследованным лесным массивом России. Лесопатологическое обследование заказника уже проведено в сентябре 2017 года сотрудниками филиала ФБУ «Рослесозащита» – Центра защиты леса Иркутской области. Именно на основании этого обследования было принято решение о необходимости проведения санитарных рубок в кварталах 275, 276, 301, 302 Новоселовской дачи Карамского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества.
Проведение рубки получило все необходимые согласования, однако активисты общественной организации «Гринпис России» усмотрели в этом нарушение и обратились в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и Северобайкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в феврале 2018 года провел новую проверку обоснованности назначения сплошных санитарных рубок в границах государственного природного заказника «Туколонь». Для ее проведения были привлечены сотрудники ФБУ «Рослесозащита», «Центра защиты леса Иркутской области», службы охраны и использования животного мира по Иркутской области, а также представители общественных организаций.
Выявленные нарушения правил заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности министерство лесных ресурсов Иркутской области обязалось устранить, однако 15 февраля Департамент лесного хозяйства по СФО потребовал от министерства лесного комплекса Иркутской области расторгнуть договоры, на основании которых проводились санитарные рубки, а материалы по выявленным нарушениям направлены в органы прокуратуры. В июне прошлого года следственным комитетом возбуждено уголовное дело, расследование которого продолжается до сих пор.
Тем временем вокруг этого уголовного дела идут игры, которые очень хочется назвать политическими. Карты были раскрыты еще год назад, когда «Новая газета» в материале «Дело черных санитаров» назвала Иркутскую область, ни много ни мало, «сибирским Дагестаном» и уточнила, что название это дано в надежде на то, что федеральная власть сможет повторить здесь тот же сценарий зачистки регионального руководства.
Вот уже год целый хор экспертов высказывает свое компетентное мнение о ситуации в заказнике «Туколонь». Конечно, солирует здесь парикмахер и шоумен Сергей Зверев, который не только постоял у Кремля против завода о розливе воды на Байкале, но и выложил в своем Instagram видео, снятое в заказнике с квадрокоптера. «Не черные лесорубы губят тайгу и не китайцы, а коррумпированные насквозь чиновники!!!» – заявляет мастер эпатажа.
Потом материал «Зверев снял с квадрокоптера катастрофические вырубки тайги» появился на десятке сайтов. Кстати, шоумен не говорит, что снял видео сам, да и едва ли звезда лично бывала в заказнике. Напомним, что от Иркутска до «Туколони» наземным транспортом добираться больше суток, вдобавок последние три часа – на гусеничном вездеходе, и такое явление в дремучей глубинке наверняка не осталось бы незамеченным. Откуда же запись? Возможно, ее сделали экологи-общественники, но это видео до публикации в апреле в Instagram Зверева на сайте экологов не появлялось.
«Чтобы показать границы вырубленного участка в заповеднике «Туколонь», пришлось поднять коптер на высоту 800 метров», – комментирует видео звезда гламура. Знакомая фраза… Еще в марте в интервью одной из газет байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков заявлял: «Когда специалисты, прибывшие в «Туколонь», подняли квадрокоптер на километровую высоту, чтобы охватить площадь рубки, то на съемке обнаружили лысое пятно». На это же видео, снятое с дрона, прокурор ссылается и в более раннем интервью, датируемом декабрем 2018 года. Неужели к звезде попало видео, снятое во время проверки Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу еще в феврале 2018 года и переданное как вещдок в распоряжение сотрудников прокуратуры? Удивительное совпадение.
Но Сергей Зверев это, как говорится, крайний случай. Много – наверное, больше всех прочих – высказываются по «Туколони» представители «Гринпис». И дело даже не в том, что «Гринпис России» – российское отделение иностранной организации, той самой, которая постоянно критикует российские международные проекты, от строительства военных объектов в Арктике до «Северного потока – 2», а в том, что сами ньюсмейкеры из московских офисов «Гринпис» в «Туколони» не бывали. Например, Олег Ярошенко, руководитель лесного отдела «Гринпис России» и редактор новостей «Лесного форума» не скрывает, что сам не был в заказнике, но доверяет квалификации сотрудников.
С такой же легкостью комментирует ситуацию в Иркутской области и руководитель программы «Гринпис» по особо охраняемым природным территориям, юрист из Москвы Михаил Крейндлин: «Эта черная рубка – не единичный случай, а системная проблема Иркутской области, которая не решается годами из-за причастности к ней высокопоставленных чиновников. Это один из самых неблагополучных с точки зрения охраны лесов регион».
Высказывался по ситуации в «Туколони» и Виталий Рябцев, председатель Иркутского регионального отделения Российского социально-экологического союза. Он занимает вовсе радикальную позицию: по его мнению, рубки в лесу вообще не нужны. Природа прекрасно справится без нас с очагами, заявляет биолог и обращает внимание на восстановления лесов после Великого сибирского пожара 1915 года, когда сгорело 32 млн гектаров, но леса, тем не менее, восстановились. В отличие от московских экспертов, Виталий Рябцев человек в природоохранной деятельности неслучайный, в недавнем прошлом заместитель директора Прибайкальского национального парка по науке и кандидат биологических наук. Но все же сфера его научных интересов – зоология позвоночных. Насколько беспристрастно ученый-орнитолог оценивает работу инженеров-лесопатологов?
Не дело журналистов решать, кто прав или виноват в споре о рубках в «Туколони», пусть это в свое время сделает суд. Но обратить внимание на то, что обычно правоохранительные органы всегда стремятся работать без лишнего шума, а здесь каждый шаг следствия, каждое процессуальное решение не просто используется в качестве информационного повода, а становится темой для целого политического шоу, мы, наверное, вправе. Создается впечатление, что кого-то любой ценой хочет связать скандальное расследование с деятельностью первых лиц правительства Иркутской области.