Школа, куда хотелось бы попасть всем
Успешный опыт инклюзивного образования в школах должен быть распространен во всех муниципальных образованиях Иркутской области. Об этом заявила председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области при посещении школы № 6 в Ангарске.
На протяжении нескольких лет здесь внедряются механизмы инклюзивного образования. Дети-инвалиды и ребята с ОВЗ учатся вместе со здоровыми сверстниками, участвуют в мероприятиях, посещают кружки. Опыт, наработанный школой, по мнению парламентария, должен быть распространен на другие муниципалитеты Иркутской области.
Школу № 6 родители детей-инвалидов называют не иначе как «школой, куда хотелось бы попасть всем». Результаты обучения таких ребятишек очевидны.
– У нас в школе 41 ребенок с инвалидностью и с ОВЗ. Из них 27 детей-инвалидов, пять человек обучаются в общеобразовательных классах, чуть более 20 в двух коррекционных классах, семь детей получают образование на дому. Результаты очень хорошие и у тех, кто учится в школе, и у тех, кто на домашнем обучении. В прошлом году был выпущен первый инклюзивный класс, все ученики которого сдали ЕГЭ на общих основаниях. Одна девочка даже набрала по русскому языку 98 баллов. Сейчас она студентка филфака ИГУ. Другие дети тоже поступили в вузы, – поделилась опытом директор школы Инна Морозова.
С детьми с ОВЗ в школе работает всего один педагог. Помимо уроков, дети заняты в кружках: занимаются тестопластикой и оригами. Видя успешные результаты таких ребят, многие родители, дети которых имеют особенности развития, тоже бы хотели попасть в эту школу, но получается далеко не всегда.
– Залог успеха – это сочетание различных форм обучения. При такой организации образовательного процесса ребята-инвалиды с сохранным интеллектом могут учиться, как и все в обычной школе, общаться со своими сверстниками, участвовать в мероприятиях и посещать кружки. Однако для этого необходимо переоборудование школы, а также наличие специальных педагогов, – отметила Ирина Синцова.
Директор школы пояснила, что набор особенных ребят ведется раз в четыре года. Разместить детей с особенностями развития можно только на первом этаже, поскольку лифта в школе нет. Более того, образовательное учреждение имеет и другие направления обучения – общеобразовательное, кадетское. Дети вынуждены заниматься во вторую смену, хотя ранее такого не было.
Решения требуют и ряд других вопросов, в числе которых вопрос организации перевозки детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Сейчас в основном все родители таких ребят привозят детей в школу на личном транспорте, но такая возможность есть далеко не у всех родителей. По мнению парламентария, нужно также развивать институт тьюторства (наставничества), подготовку педагогов, которые работали бы с особенными детьми.
По словам Ирины Синцовой, необходимо рассмотреть возможность выделения из областного бюджета дополнительных средств на ремонт и реконструкцию школ в муниципальных образованиях с учетом требований к организации учебного процесса для детей-инвалидов, а также решить ряд других вопросов.
Важной темой, заметила Ирина Синцова, является увеличение нормативов на учебные расходы для таких школ в связи с необходимостью покупки дополнительного оборудования. Она напомнила, что на 15-й сессии Законодательного Собрания по инициативе депутатов было принято несколько важнейших законопроектов, в частности, были увеличены нормативы на учебные расходы для школ и детских садов, а также принят закон, направленный на обеспечение двухразовым питанием в общеобразовательных школах детей-инвалидов.