Галина Кудрявцева: Мой принцип: ставить цель и ее добиваться
У директора Иркутского регионального педагогического колледжа Галины Кудрявцевой очень обаятельная и располагающая улыбка. Но когда она приходит на заседание Законодательного Собрания, ее лицо обретает строгость и сосредоточенность. А нам хотелось запечатлеть ее в счастливую минуту. Это удалось сделать неделю назад, когда депутат участвовала в закладке первого камня на месте, где будет располагаться здание многофункционального культурного центра в городе Байкальске. Кстати, финансирование которого утверждено с ее активным участием.
Для чего нам нужно золото
– Вы родились в городе Балее, центре золотодобычи тогдашней Читинской области. Ваша семья как-то была связана с этим металлом?
– Дедушка и бабушка работали в одной из шахт, которые окружали город кольцом. И отец после окончания горного техникума был направлен сюда инженером
– А как вы относитесь к золоту?
– Как женщина – с большим уважением (смеется).
– А как гражданин?
– Золото – один из инструментов процветания страны.
– Золота у нас много, мы чуть ли не первые в мире по его добыче, а вот процветания у нас пока не наблюдается. Но пушкинский Евгений Онегин, который, как известно, читал Адама Смита и потому знал, «как государство богатеет, и почему не нужно золото ему, когда простой продукт имеет». Вы согласны с ним?
– Согласна-то согласна, но откуда взяться простому продукту, когда промышленность страны не развивается. Сегодня остро стоит вопрос хотя бы о сохранении тех предприятий, которые еще работают и, конечно же, крайне необходимо создавать новые, а для этого нужна поддержка эффективных инновационных проектов, без которых не будет развития.
Двойная функция: распределять и контролировать
– Вы закончили факультет прикладной математики Иркутского госуниверситета. Профессия серьезная, особенно для женщины. У вас уже со школьной скамьи были склонности к точным наукам?
– Склонности были, но я больше мечтала о медицине. Моя мама погибла рано, когда сестренке исполнилось полтора года, и вся забота о ней легла на меня. Когда она болела, я ее лекарствами поила, уколы ставила и как-то вжилась в роль врача. Даже уговорила папу устроить меня на летние каникулы санитаркой в больницу, чтобы прочувствовать будущую работу. Естественно, поступала в медицинский институт, и наверняка бы поступила, училась я неплохо, но столкнулась с несправедливостью. Забрала документы и поступила в университет на факультет прикладной математики.
– Но, согласитесь, между медициной и математикой огромная дистанция.
– Не такая уж и огромная: оба направления требуют внимания и сосредоточенности. Мой папа математик, закончил тот же факультет. Так что это наследственное. После университета я работала в НИИ оператором ЭВМ. На тех еще ламповых громоздких машинах, общаться с которыми приходилось с помощью перфолент. А потом мой муж, закончив сельхозинститут, был направлен в свое родное село Харат Эхирит-Булагатского района. Там не оказалось под рукой ЭВМ, и я пошла работать в школу учителем математики.
– Не математика ли повлияла на выбор вами комитета по бюджету Заксобрания как мира привычных вам цифр?
– Наверное, и это сказалось, я очень люблю считать. Калькулятор для меня – продолжение руки. Но решающую роль, конечно, сыграл 14-летний стаж директором школы и 10 лет работы начальником Управления образования. Кто такой сегодня руководитель управления или директор школы? Это и экономист, и юрист, и менеджер. Чтобы справиться с таким грузом обязанностей, необходимо было запастись немалым багажом экономических знаний. Закончила магистратуру на экономической кафедре Байкальского госуниверситета, а также аспирантуру по экономике труда. Ну, а где лучше всего применить полученные знания? Конечно же, в комитете по бюджету, это главный нерв областного парламента.
– Логично. Но вы еще и член комиссии по контрольной деятельности. Она вроде бы далека от любимой вами математики?
– Как далека? Это же взаимосвязанный процесс: сначала деньги надо разумно распределить, а потом проконтролировать их расходование.
– С комитетами и комиссиями мы разобрались, осталось выяснить метаморфозу с вашей партийной ориентацией. Ведь вы, будучи в недалеком прошлом начальником управления образования Иркутского района, должны были по неписаному правилу быть членом «Единой России». А как получилось, что вы оказались в рядах КПРФ?
– Действительно, я состояла в партии «Единая Россия». Но некоторые шаги и принятые решения партии разнились с моей позицией, в частности, пенсионная реформа и повышение налогов. Я считаю, сначала надо повысить уровень и продолжительность жизни, а потом уже говорить о повышении пенсионного возраста. Сегодня такое делать было неразумно. Это мое личное мнение, поэтому я вышла из партии. А партия КПРФ поддержала меня на выборах. Да и многие ее цели мне близки. И хотя я не член КПРФ, вошла в ее фракцию в Законодательном Собрании.
В защиту образования
– Каждый депутат стремится побольше выкроить из бюджета для своего района. А у вас их целых три: Иркутский, Слюдянский и Ольхонский. К тому же входят они в избирательный округ номер 13. Удалось ли вам преодолевать дурную репутацию этой цифры и защитить интересы жителей?
– Стаж моей депутатской деятельности пока не такой большой, всего лишь восемь месяцев, но результаты уже есть. Я удовлетворена прошедшей на майской сессии корректировкой областного бюджета. По моему предложению выделены средства для начала строительства школы в Слюдянке, разговоры о которой велись уже давно. Через три года она должна уже принять первых учеников. Не забыт и соседний Байкальск. На днях я участвовала в закладке там первого кирпича многофункционального культурного центра. Кроме того, выделены средства на разработку проекта реконструкции системы теплоснабжения, давней проблемы этого города. Скоро начнется строительство домов культуры в поселках Молодежный и Усть-Куда, пожарного депо в поселке Пивовариха, реконструкция школы в поселке Онгурены, продолжится строительство школ в Маркова, Хомутово, Урике… Этот список я могу продолжить и далее. Как видите, интересы жителей моих районов во многом учтены.
В последнее время депутаты уделяют много внимания вопросам образования, особенно закреплению кадров в глубинке. Вы как педагог, наверное, не остаетесь в стороне?
– Я очень рада, что по моему предложению, которое поддержал губернатор, повышены подъемные для молодых педагогов. Вы знаете, каково было единовременное денежное пособие для молодого специалиста? В южных районах выделяли 20 тысяч рублей, а поехавшим в северные территории – 25 тысяч рублей.
– Действительно, негусто. На такие деньги особенно не разбежишься.
– Сейчас подъемные увеличены в четыре раза. Желающие обучать детей в сельских школах южных районов будут получать 80 тысяч рублей, а выбравшие север – 100 тысяч. Необходимая сумма уже внесена в бюджет. Радует меня и поэтапное повышение субвенций на учебные расходы, которые многие годы не повышались. Я сама учитель и понимаю, как это важно. Особое внимание было обращено на питание школьников. Из бюджета области были выделены дополнительные деньги на двухразовое питание детей с ОВЗ.
На одно место восемь претендентов
– Как у вас с набором студентов: в очереди стоят, или собираете с бору по сосенке?
– Я приняла колледж в 2017 году. И вижу, что престиж профессии педагога растет. С каждым годом увеличивается конкурсный набор. Есть специальности, где по восемь человек на место.
– Это на какие же специальности столько желающих?
– Учитель начальных классов, воспитатель дошкольного образования, учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования. В прошлом году большой конкурс был на хореографию и изобразительное искусство.
– У вас, как я понимаю, в основном женское заведение, что-то вроде Смольного института?
– Я бы так не сказала, девушек много, но и юношей достаточно. Соотношение примерно один к четырем. Юноши в основном поступают на специальности: ИКТ, физическая культура, музыкальное и эстрадное образование, актерское мастерство, молодежная политика и хореография.
– Сколько ежегодно студентов выпускает ваш колледж?
– Более 400.
– Глубинка получает от вас какие-нибудь педагогические кадры, или все достается крупным городам?
– Среди наших выпускников около 200 заочников со всех концов области. Это люди, которые уже работают, но не имеют дипломов. Получив их, они вряд ли уедут с территорий. Кто-то поступает в вузы и продолжает педагогическое образование, кто-то возвращается к себе на родину. Остальные разъезжаются по всей области. Наших выпускников везде охотно принимают. Хочу похвастаться: по уровню подготовки кадров и внедряемым инновациям Иркутский педагогический колледж является лучшим в России. В этом году мы выиграли федеральный грант почти в 6 миллионов рублей на оснащение колледжа.
– Кстати, а математиков вы готовите?
– Когда-то готовили учителей математики, истории и русского языка. А потом эта практика прекратилась. Но есть надежда, что она вернется. Сейчас на уровне федерации решается вопрос о внесении изменений в стандарты образования, по которым колледжи получат право на подготовку математиков, историков, преподавателей русского языка.
– Если это случится, вы вернетесь к преподаванию математики?
– Возможно. Я всегда говорила своим ученикам: математика – это музыка, это поэзия, которой можно бесконечно наслаждаться.