Зеленые святки отметили в Анге
В старину говорили, что на Троицу сама земля – именинница. В селе Анга Качугского района, на родине святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, 16 июня прошел один из самых светлых христианских праздников – День Святой Троицы.
Магия березы
Троица отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Он знаменует евангельское событие сошествия Святого Духа на божественных учеников Христа.
Праздник Святой Троицы в Анге был организован Иркутским областным Домом народного творчества и отделом культуры администрации Качугского района при поддержке министерства культуры и архивов региона.
В народе Троицу еще называют Зеленые святки. Символ этого праздника – красавица береза. Люди издревле украшали жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. Девушки и парни одевали нарядно-вышитую одежду, венки или повязывали ленточки.
В Анге праздник открылся шествием от храма со старинной песней «Да поляти стрела» в исполнении фольклорных коллективов.
Концерт, в котором приняли участие свыше 300 артистов из 34 творческих коллективов, шел несколько часов. Выступали певцы и танцоры из Саянска, Черемхово, Иркутска, Ангарского городского округа, Жигаловского, Заларинского, Иркутского, Качугского, Куйтунского, Баяндаевского, Эхирит-Булагатского и Боханского районов.
Работали выставки самобытных мастеров, на которых можно было приобрести обереги и украшения интерьера из глины, бересты и других природных материалов. Свои работы представили 32 мастера народных ремесел, творческие коллективы, преподаватели детских художественных школ из шести районов Приангарья.
Специалисты провели мастер-классы по изготовлению оберегов, ткачеству, росписи пряников.
Старые обряды
Для гостей были организованы развлечения, народные потехи, игровые хороводы и состязания. Ярким моментом празднования стало проведение театрализованных старинных обрядов.
– Этот народный праздник всегда проходит масштабно. Каждый год мы привносим в программу что-то интересное. На современном языке для молодежи и всех, кто приехал к нам, рассказываем о духовных и культурных традициях Троицы. Гости должны уехать с осознанием, что этот праздник – не только песни и танцы, это обряды, которые уходят корнями глубоко в историю и несут с собой народные традиции. В нынешнем году мы сделали интерактивные площадки, чтобы у всех была возможность погрузиться в обрядовые мероприятия, стать не просто зрителем, но и участником. Уверена, кто прошел эти обряды, их уже не забудет и станет рассказывать о них детям, – уверена директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда.
Дети, участвуя в играх и развлечениях, не скучали. Пока мужчины в «Молодецких забавах» мерялись силой – шли стенка на стенку, перетягивали полено и палку, устраивали петушиные бои, танцевали кадриль – женщины занимались личным, сокровенным.
На интерактивной площадке была установлена символическая березовая роща. Березки на празднике в Анге украшали ленточками и оберегами, пели им величальные песни, учились плести березовые венки.
– Очень интересная практика. Как представлю, что такой же венок когда-то моя бабушка плела, дух захватывает, – поделилась студентка из Качуга Анжелика Владимирова.
Мастер ИОДНТ Татьяна Черепанова проводила обряд «Кумление», поясняя девушкам глубинную суть и духовную составляющую этой традиции. Один из самых древних обрядов Троицы проходил около молодой березы.
– Кумление – это обряд посестримства, ритуальное закрепление духовного родства и близкой дружбы. Обряд кумления издревле совершается девушками и женщинами на границе весны и лета.
Мистический женский союз скреплялся под ритуальную песню в исполнении мастеров и артистов Дома народного творчества.
Девушки, взявшись за руки, менялись венками, цветными ленточками.
– Ты моя кумушка!
– Ты моя голубушка!
Затем они выясняли, кто из них будет старшей кумой. Подкидывая вверх шали, девушки смотрели, чья подлетит выше. Ее обладательница и становилась старшей кумой, и ее следовало слушаться.
Татьяна Черепанова также учила девушек свивать кукушку из свежей травы. Кукушку плели и наряжали разноцветными лентами. В старину этот обряд символизировал посвящение девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни.
Затем следовал обряд «похороны кукушки». Изготовленную птицу после крещения прятали – «хоронили».
– Тем самым девочки избавлялись от тех качеств, которые присущи кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнезда других птиц и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведенного обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от «кукушества», провозглашение материнства, – пояснила Татьяна Черепанова.
Кроме того, предание кукушки земле или воде символизирует продолжение циклов природы – когда кукушка переставала куковать, то наступало лето.
Руководитель фольклорного коллектива «Зарев цвет» Елена Баруткина провела обряд «Завивания березки». В дерево вплетали разноцветные яркие ленты и плели из них косу. В старину считалось, что магия березы обязательно принесет участнице обряда счастье, удачу в личной жизни.
Соединяя страны и народы
В обрядах участвовали гости из крепости Форт-Росс в штате Калифорния (США) Эми Леммер и Робин Джой Веллман.
Женщины прибыли в Иркутск по приглашению президента клуба «Иркутск-Форт-Росс» Вадима Шахерова. Они рассказали о своем опыте работы в Государственном историческом парке Форт-Росс штата Калифорния (США), изучении истории русского поселения на побережье Северной Калифорнии, о быте и традициях населения крепости Росс.
– Мы ошеломлены увиденным и счастливы быть на родине святителя Иннокентия, прибыли, чтобы отдать дань уважения этому великому и доброму человеку. У нас общая история, которую нельзя исказить или забыть, – прокомментировала Робин Джой Веллман.
Чем богата земля Качугская
На празднике муниципальные образования Качугского района представили свои достижения. Красочные павильоны изобиловали кулинарными изысками и работами мастеров народного промысла.
– Наше Бутаковское муниципальное образование богато всем, особенно людьми. У нас есть КФХ, которые выращивают свою продукцию, святой ключ близ бывшей церкви иконы Божией Матери. Культуру нашу представляют музыкальный коллектив «Надежда» и детская танцевальная группа, – рассказала директор ДК «Бутаково» Аксана Тустугашева.
Верхоленское МО презентовало гостям историю Шишкинских писаниц и Собора Воскресения Христова.
В Харбатовском сельском поселении хранят память об известном земляке Михаиле Ивановиче Бичаханове (1870–1932).
– Он купец бурятских кровей первой гильдии, меценат. Разбогател Михаил Иванович на торговле китайским чаем. Сначала продавал его в Иркутской губернии, затем начал отправлять обозы в Москву и Петербург. А потом даже на Париж замахнулся. В селе Никилей сохранилось его родовое гнездо. Вторая родовая ветвь известного земляка – Асхаевы, они до сих пор живут в Качугском районе, – рассказала директор культурно-информационного центра Лариса Лазарева.
Быть свадьбам!
Праздник завершился красочным ходом к реке Анга под нежную и грустную песню. Участникам предстояло провести обряды топления березы, прощание с березой, топление «кукушек».
Под конец празднования девушки снимали венки, бросали в воду и наблюдали – потонет он или нет. Если пойдет ко дну, то в этом году девушка не выйдет замуж. А если останется на плаву, то, скорее всего, девица найдет своего суженого и обручится с ним.
Почти все венки отнесло верх по течению. Значит, быть свадьбам…