Ирина Синцова об образовании, жилье для сирот и стипендиях
Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области рассказывает о работе, проделанной комитетом в этом году.
Нормативы на учебные расходы увеличены
Особенно пристальное внимание наш комитет уделял сфере образования, на финансирование которой идет значительная часть областного бюджета. Это в первую очередь субвенции, входящие в наши полномочия. По субвенциям мы работали по трем направлениям. Первое – это учебные расходы. Они не менялись с 2015 года. Их необходимо было срочно повышать не только из-за срока давности, но и введенных правительством РФ новых критериев для линейки учебников, используемых в учебном процессе. Это оборачивалось для школ дополнительными расходами, которые, конечно, не покрывались существующими нормативами. Но изменить их, согласно нашему закону об образовании, может только губернатор.
Чтобы доказать свою правоту, мы произвели расчеты. Они показали, что нормативная база – это более 10 тысяч рублей на ученика. Когда мы вышли с поправками, нам сказали, что таких денег в бюджете нет, и была принята поправка губернатора, в меньшей степени увеличивающая учебные расходы.
Позицию нашего комитета поддержало педагогическое сообщество и депутаты районных дум. Мы написали обращение к губернатору, приложив все подписи. Это возымело действие: при майской корректировке бюджета расходы были увеличены до 2 тысяч рублей на одного школьника и до 1 тысяч для дошкольника. Считаю, это важное завоевание, хотя пока не решен вопрос с выделением дополнительных средств на приобретение учебников для детей с ОВЗ, которые более дорогие по сравнению с обычными. В сентябре мы планируем вернуться к рассмотрению нормативов для этой категории детей.
Питание школьников
Заработная плата – вторая часть субвенций на образование, и мы всегда стояли на том, чтобы она соответствовала количеству и качеству труда педагогов и была дифференцирована. Хотя уже два месяца прошло с момента увеличения МРОТ, мы наблюдаем, что дифференциации заработной платы пока не произошло, хотя согласно указу губернатора, переход должен был осуществиться к 1 декабря текущего года.
Следующее направление, касающееся образования, – питание учеников в школах. Мы ставили целью приблизить его к медицинским нормам и добились своего. Но мониторинг минувшего полугодия показал, что есть моменты, над которыми срочно необходимо работать. Это, в первую очередь, организация питания. Выяснилось, что кое-где больше налегают на макаронные изделия, не разнообразя меню.
Мы провели совместное заседание с комитетом по здравоохранению и социальной защите, где в очередной раз вернулись к питанию детей с ОВЗ. Согласно законодательству они должны получать бесплатное двухразовое питание. На сегодня такое имеют только дети из многодетных и малообеспеченных семей. Мы внесли поправки в закон, и уже с 1 сентября 2019 года 7 тыс. детей с ОВЗ получат двухразовое бесплатное питание. На эти цели из бюджета выделяется 42 млн рублей.
Сейчас у нас в работе находится законопроект, который предусматривает бесплатное двухразовое питание и для детей-инвалидов. Считаем, что это существенно. А в принципе, следующим этапом данной темы является бесплатное питание всех детей в начальной школе, что необходимо для формирования здорового поколения. Иркутская область имеет для этого ресурсы.
Жилье для сирот и бюджетников
В текущем полугодии мы внесли изменения в областной закон о жилье детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей. Он связан с изменением федерального законодательства и сводится к правильному расселению. В многоквартирном доме не менее 25% квартир будет выделяться детям-сиротам. Это позволит в лучшей степени их социализировать и изменит подходы к содержанию дома. На сегодня весь специализированный фонд жилья для детей-сирот является собственностью Иркутской области, при этом находится в неудовлетворительном состоянии, порой он непригоден для проживания. И собственнику нужно принимать меры. Чтобы разобраться с ситуацией, создана рабочая группа под управлением вице-спикера Кузьмы Алдарова, куда вошел наш комитет полным составом.
Следующая тема, которую тоже можно отнести к числу приоритетных, – закон о жилье по социальному найму. Он устанавливает очередность и объемы предоставления социального жилья. Нас не может удовлетворять этот вопрос, потому что в области более 54 тысяч человек стоят в очереди. Самая большая очередь, более 8 тысяч человек, в Иркутске. Мы пока отлаживаем механизм подачи заявления и наличия информации, которой должен обладать человек, стоящий в очереди, чтобы понимать, как она движется.
Не могу молчать о другом специализированном жилищном фонде, который мы готовили вместе с органами исполнительной власти для педагогов. Уже в марте-апреле сданы под заселение два дома в Баяндае и Качуге, которые были заложены в областной программе. Кроме того, усилиями мэров трех районов получили жилье еще 55 человек. Наша задача, чтобы программа «Земский учитель», которая начнет действовать с будущего года, стала эффективным средством для привлечения педагогических кадров в сельскую местность. Для этого средства на обеспечение их необходимым жильем мы будем закладывать в бюджет 2020 года.
Повысили стипендии
В центре нашего внимания находится закон о целевой подготовке студентов. Мы также в этом году внесли в него изменения. Согласно им, каждый студент, заключивший договор о целевой подготовке и не имеющий троек, получает помимо стипендии денежные выплаты в размере трех тысяч рублей ежемесячно. Но в ходе исполнения этого закона выяснилось одно обстоятельство, которое мы не учли: денежные выплаты облагаются подоходным налогом, и ребята получают меньшую сумму. В этом году мы внесли изменения, увеличив сумму выплат на величину налога.
Тема физической культуры и спорта тоже находится в центре внимания. Благодаря нашей настойчивости, в областную программу включено много дополнительных объектов. Мы провели большой круглый стол, совместно с министерством физкультуры и спорта и спортивными федерациями, где рассмотрели проблемы развития массового и профессионального спорта, медицинского сопровождения, тренерского состава, состояние материально-технической базы. Все наши предложения направили в областное правительство. Они касаются не только увеличения денежных средств, но и более эффективного их использования.
Если говорить о молодежной политике, то мониторинг показал, что мы не даром ломали копья в 2018 году. Депутаты существенно повлияли на содержание программы по молодежной политике. Во многом это касалось профилактики наркомании и мероприятий по патриотическому воспитанию. Они были существенно переформатированы и дали неплохую отдачу.
Комитет по социально-культурному законодательству
|