«Мы разные, мы вместе!»: Кого объединил заларинский хоровод?
Иркутский рок подружился с бурятскими мотивами, славянские и шаманские наряды гармонично сошлись в едином пространстве, татарский чак-чак запивали сибирским чаем. Многообразием национальных традиций удивил областной фестиваль «Мы разные, мы вместе!», который прошел в Заларинском районе в конце июня.
Праздник на стадионе «Урожай» объединил две фольклорные программы. Одна была представлена в формате ярмарки народных ремесел. Другая включала конкурс кукол, а также гала-концерт, на котором выступили победители областного заочного конкурса фолка, рока и смежных жанров «Рок-Этно-Джем».
– Фестиваль проходит в десятый раз. Раньше участвовали в основном любительские коллективы, исполняющие народные песни в традиционном формате, теперь появились группы, объединяющие фольклор с этно-роком и этно-электронным звучанием, – отметила Людмила Герда, директор иркутского областного Дома народного творчества.
Специальным гостем фестиваля стал коллектив «Shono». С направлением вербального рока зрителей познакомила иркутская группа «Верба», которая приезжает на фестиваль не впервые.
– В прошлом году во время концерта хлынул дождь, и люди разбежались с трибун, но через 20 минут все вернулись с зонтиками и в резиновых сапогах. Стало ясно: этот праздник нужен народу, – сказал гитарист группы Александр Павлюковский.
На сцене было представлено не только музыкальное искусство, но и дизайнерское. Разнообразие бурятских традиций в костюмном облачении зрители увидели благодаря Ирине Цыденовой. Талантливый модельер из села Бахтай оказалась самоучкой. До пенсии работала оператором связи на почте, а теперь востребована как дизайнер. Заказы принимает даже от японских самураев, но больше специализируется на бурятских, шаманских костюмах:
– Сын, братья, сестры – в роду у меня шаманов много. Отсюда и интерес. Они меня называют небесной ткачихой, – объяснила дизайнер.
В качестве моделей на подиум выходили родственники и единомышленники Ирины Цыденовой. Одетые в шаманские наряды и просто национальные костюмы, они дефилировали медленно, с достоинством.
– Мы, буряты, все в душе шаманы. Сам я по профессии ветеринарный врач, и больше привык к белому халату, но в шаманском костюме тоже чувствую себя вполне гармонично, – сказал Геннадий Романов, участник дефиле.
Пока на сцене выступали творческие коллективы, на стадионе развернулась областная выставка-конкурс «Кукла Иркутской области».
Мастерица из Бельска Черемховского района Ольга Панфилова представила куклу «Лирическая песнь Ангары», которую одела в стилизованный национальный костюм. Когда создавала байкальскую красавицу, использовала разные техники: текстильной обработки, валяния, папье-маше, за счет чего работа получилась сложной и необычной.
Раиса Калашникова из поселка Забитуй Аларского района разложила большую коллекцию кукол-оберегов. Одни приносят достаток в дом, другие – семейное счастье.
– Куклы у меня очень разные, интересные, сделанные по славянским традициям. Сажусь за работу только в хорошем настроении, – сказала мастерица.
Вне конкурса народные умельцы Заларинского района представляли изделия из лозы и соломки, аксессуары из бисера и шерсти, художественную обработку керамики, бересты, дерева, а еще великодушно угощали напитками и блюдами.
– Сегодня день жаркий, и я решила побаловать народ фиточаями на основе местных дикоросов, на которые особо щедро Бажирское муниципальное образование. Если у человека плохое настроение – с мятой заварю чай, если на сердце жалуется – с чабрецом, низкое давление – с бояркой, высокое – с шиповником, – пояснила Нина Гордина.
А вот ее землячка Оксана Мединская – специалист по выпечке.
– Хотелось порадовать население и пирожками с разными начинками, и рыбным пирогом, поэтому встала рано-рано сегодня. Секрет вкусного приготовления кроется в добавлении манки и сметаны. Этому меня научила моя бабушка, которая даже в тяжелые девяностые годы что-то стряпала и придумывала, – отметила она.
Татарское национальное блюдо чак-чак приготовили супруги Рашит и Ольга Гайнулины из деревни Сенная Падь Холмогойского сельского поселения.
– Сейчас все можно купить в магазине, чак-чак – не исключение, но мы все равно стряпаем сами, пусть и подороже выходит. Вот начинаешь готовить – моментально погружаешься в атмосферу детства. Вспоминаешь, как мамы, бабушки тесто заводили, как все по праздникам собирались за общим столом, – высказались они.
Символичным на фестивале стал межнациональный хоровод, объединивший тысячи людей, среди которых русские, украинцы, белорусы, вепсы, голендры, татары, армяне, азербайджанцы, туркмены, проживающие на заларинской земле.