Роман Габов о лесах, отходах и законе для аграриев
О работе комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания рассказывает его председатель Роман Габов.
Электронный сторож
– Ваш комитет курирует сразу три направления. Какому из них было отдано больше внимания?
– Примерно половину своей работы мы посвятили лесной тематике. Еще в прошлом созыве активно занимались пунктами приема и отгрузки древесины, куда наряду с законно заготовленной свозилась и браконьерская. Приняли закон, который ужесточил правила приемки, ввели отчетную документацию, прописали ответственность. И вот результат: если три года назад в области числилось 3200 таких пунктов, то сейчас их осталось 1800, то есть вдвое меньше. Продолжением борьбы с незаконными рубками стал закон о чипировании леса. Суть его в том, что арендатору выдаются электронные карты, в которые внесены объемы заготавливаемой древесины. Он не может сдать на пункт приемки больше леса, чем получил карт. И черные лесорубы теперь уже не смогут сунуться на пункт приемки со своим левым товаром.
– Но кто гарантирует, что они не обзаведутся такими же картами?
– Исключено. Сама карта, пока она не активирована – пустая бумажка. А активирует вмонтированный в нее микрочип министерство лесного комплекса, внося туда все данные об арендаторе и объемах рубки. Мы как раз на минувшей сессии продлили действие электронных карт до конца 2019 года. Связано это с тем, что расходы на печатание новых можно будет внести только в бюджет следующего года.
– Оправдывает себя электронный «сторож»?
– Еще как. По данным Рослесхоза, незаконные рубки в Иркутской области в прошлом году снизились в два раза. Наш опыт рекомендовано распространить и в других регионах. Я вообще-то сторонник того, чтобы чипированию подвергалась не партия леса, а каждое бревно. Не думаю, что это дорого, учитывая нынешнюю стоимость леса. Это помогло бы взять под тотальный контроль всю заготовку леса.
Очереди в лесхозах
– Вы долго работали над совершенствованием закона о выделении гражданам древесины для собственных нужд, но по требованию прокуратуры он сейчас приостановлен. Чем это вызвано?
– Согласно данному закону, любой гражданин имеет право получить бесплатно 125 кубометров древесины на корню для постройки дома. Казалось бы, хорошая мера социальной поддержки, вот только воспользоваться ею было трудно. К дверям лесхозов, выдающих разрешения, после новогодних праздников выстраивались громадные очереди, приезжали загодя, днями греясь у костров. А у лесхоза лимиты. Исчерпал – все, прием окончен, приезжай на следующий год. Мы покончили с этой практикой, введя электронную очередь, в которую встаешь один раз. Другое неудобство: лес выписывается на корню, его надо срубить и вывезти, что не каждому под силу. Нашлись добрые люди: мы тебе заготовим, а ты нам половину леса за услуги отдай, а лучше весь. И пошел лес вместо строительства домов эшелонами в Китай. Прокуратура забила тревогу. Мы отреагировали и приняли предложение минлеспрома: заготавливать лес будут лесхозы и выдавать гражданам уже готовый лесоматериал – 32 кубометра бруса. И уже подготовили соответствующие поправки в закон. Но прокуратура, сославшись на Контрольно-счетную палату, опять усмотрела в этом нарушение и приостановила действие закона.
Права на землю
– Недавно жители Ольхонского района вышли на митинг, выражая недовольство жесткими нормами закона о Байкале, лишающими их прав, в частности на землю. Поддерживаете вы их позицию?
– Полностью. Включение прибрежных поселений в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, действительно, ущемило их права на строительство, покупку земли, ведения хозяйственной деятельности. Мы уже не первый год ломаем копья по этому поводу. Предлагаем вывести земли поселений из национального парка и тем самым снять ограничения. К разрешению этой проблемы уже подключился и Совет Федерации. Наш сенатор Сергей Брилка заявил, что совместно с нашим госуниверситетом разрабатываются поправки к закону, способные исправить эту болезненную ситуацию.
– Есть реальный шанс, что они будут внесены в закон?
– Надеемся. Но и сами не сидим сложа руки и ожидая милостей от федеральных органов, а пытаемся хоть как-то защитить права жителей. Недавно приняли закон, по которому многодетные и молодые семьи, инвалиды и другие льготные группы граждан, проживающие в центральной экологической зоне, могут получить земельные участки для строительства жилья в любом районе области, располагающем свободными землями. Мы понимаем, что это, конечно, не решит проблему, но хоть как-то снимет ее остроту.
Опасные отходы
– Ваш комитет провел ряд публичных слушаний по ситуации с ликвидацией отходов БЦБК. Есть какие-то сдвиги?
– Как ни странно, но все последние годы ушли на уточнение размеров отходов. А вот выбор метода их очистки зашел в тупик. Ученые не могут прийти к согласию. Каждый защищает свой метод. На мой взгляд, универсального просто не существует. Отходы производства неоднородны, и нет гарантии, что все вредные компоненты в процессе рекультивации будут уничтожены, а мы получим безопасный для окружающей среды грунт. Чтобы не ошибиться, лучше всего его вывезти с территории комбината. Я считаю, кто-то должен стукнуть кулаком по столу, положить конец спорам и перейти от слов к делу.
– Так же, по-видимому, стукнуть, как и с утилизацией отходов Усольехимпрома?
– Совершенно верно. Еще депутаты предыдущих созывов измозолили языки, настаивая на ликвидации мышьякового загрязнения в Свирске и ртутного в Усолье. Их усилия не пропали даром: были разработаны проекты и выделены деньги из федерального бюджета. В Свирске он был успешно реализован, а в Усолье, по моему мнению, из-за нерасторопности местных властей он успешно провален. И нашему комитету с самого начала его работы пришлось заняться этой злободневной темой. Депутаты во главе со спикером ЗС Сергеем Соколом несколько раз выезжали на промплощадку Усольехимпрома, и сегодня ситуация с утилизацией опасных отходов поставлена на контроль федеральных надзорных органов.
– Мусорная реформа тоже, по-видимому, находится в ведении вашего комитета, как отвечающего за экологию?
– Больная для нас тема. Я присутствовал на парламентских слушаниях в Госдуме, где ряд регионов откровенно признавался: у нас коллапс. Мы коллапса избежали. Понятно, в таком деле всего заранее не учтешь. С теми же тарифами на вывозку тянули до конца декабря. Сделать их низкими – провалить экономику регионального оператора, сделать высокими – вызвать массовое недовольство населения. Попробуй тут найти золотую середину. Но с тарифами, уверен, все утрясется, главное, чтобы все работали в одной упряжке: муниципалитеты не перекладывали свои обязанности на регоператора, а тот – на местные власти.
Закон для аграриев
– Мы как-то забыли в нашем разговоре о сельском хозяйстве, которое вы тоже курируете. Я слышал, ваш комитет готовит специальный закон для аграриев. Верно?
– Действительно, у нас создана рабочая группа, которая трудится над созданием закона о сельском хозяйстве. Такого закона прежде не было. Я надеюсь, он уже в этом году вступит в силу. Его главная цель – дать сельхозпроизводителям твердую гарантию стабильности его развития. Зафиксировать ставки господдержки, основные базисные направления. Чтобы у того же фермера было ясное видение – какое направление ему наиболее выгодно развивать, опираясь на долгосрочную программу господдержки, которую не вправе изменить никакой чиновник.
Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве
|