БАМ: дружеская спайка
В первый день июля от перрона Иркутского вокзала отошел поезд специального назначения. В то же время из Хабаровска отправился другой спецпоезд. Через шесть дней (7 июля) они встретились в одной точке – столице Байкало-Амурской магистрали, городе Тында. Именно там состоялось заключительное празднование 45-летия БАМа. В многодневном путешествии по западному участку магистрали принял участие мой давний товарищ по журналистскому цеху, главный редактор газеты «Восточно-Сибирский путь» Евгений Богачев.
– Сложилась хорошая традиция отмечать каждые пять лет юбилей БАМа, – рассказывал он. – Это удобный случай проехать на поезде по местам своей юности, встретиться с друзьями-товарищами, вспомнить былое, которое по-прежнему живет в душе у каждого. Спроси у ветеранов: что было самое яркое в жизни, и они тебе, не задумываясь, ответят: БАМ. Там была такая дружеская спайка и единение душ, в которые трудно поверить в нынешнее разобщенное время.
– Ты уже не первый раз становишься пассажиром этого спецпоезда. Какие-то отличия были от предыдущих поездок?
– Большие торжества планируются на 50-летие БАМа, все-таки круглая дата, а нынешний юбилей как бы промежуточный, можно и поскромнее. Но скромнее не получилось, все было организовано на высшем уровне. Состав получился длиннющий –17 вагонов. Тут тебе и почетные гости, и ветераны БАМа, и делегации Иркутской области, Республики Бурятия, и журналисты, и артисты. До Тынды мы ехали почти шесть дней, а назад в Иркутск добрались за два с небольшим. Три дня ушли на остановки в пути: митинги, концерты, танцы прямо на перроне. Наш поезд был без преувеличения живительным глотком для жителей бамовских поселков.
– На всех станциях останавливались?
– На крупных: Лена, Киренга, Улькан, Северобайкальск… Первая остановка – в Тайшете. Там к нам подсели сразу два Героя Соцтруда: Виктор Иванович Лакомов и Вячеслав Иванович Аксенов. Между прочим, очень символично: до Таксимо, где кончается электротяга, поезд тянул электровоз имени Лакомова, а дальше, до Тынды, тепловоз имени Аксенова.
– Ты давно знаком с ними?
– Я ведь поспел на БАМ только к моменту строительства бурятского отрезка, участие в котором принимала бригада путеукладчиков Александра Бондаря. Частенько у них бывал, много писал. А Лакомов уже на бурятском участке не работал, перешел на укладку вторых путей от Тайшета до Лены, пошутив: мне и одной золотой звезды хватит. Первую-то он получил еще за трассу Абакан–Тайшет. Мы с ним познакомились позже.
– Постарел Виктор Иванович?
– Ну, что ты хочешь, в нынешнем ноябре ему исполнится 80. Но бодр, свеж и память отличная, всех помнит. В Киренге устроил смотр своим бывшим бойцам. Стоят седые, бородатые, кое-кто уже и с палочками, а глаза по-прежнему молодые. Позови бригадир – пойдут за ним хоть куда.
– Где была следующая остановка после Тайшета?
– У ворот БАМа, на станции Лена. Накануне нашего приезда там открылась стела, возведенная на деньги бамовских ветеранов, а на центральной улице Усть-Кута устроена аллея героев с портретами знаменитых строителей магистрали: полного кавалера ордена Трудовой славы Дмитрия Дикого, Героев Соцтруда Виктора Лакомова, Леонида Казакова, Ивана Панчукова, Виталия Ивойлова и других. А в районном Доме культуры, где состоялось награждение, демонстрировалась фотовыставка «БАМ Эдгара Брюханенко». Ты ведь знаешь, он с фотоаппаратом и корочками фотокора ТАСС прошел весь БАМ вдоль и поперек, лучшего летописца магистрали не сыскать.
– Он мне рассказывал, как ему на всю жизнь запомнилась станция Небель. Строители взяли обязательство пустить рабочий поезд к началу 1977 году. Времени было в обрез, до Нового года оставались буквально часы. А мороз ломит за 50 градусов. Снимал тремя аппаратами, держа их на груди под шубой. Пару кадров сделает – затвор заклинивает. А парни, восхищался он, на этом лютом морозе укладывали звено за звеном и еще находили в себе силы шутить.
– А я с Эдгаром Дмитриевичем впервые пересекся на Балбухте, где путеукладчики Ивана Варшавского и Александра Бондаря производили стыковку западного и восточного участков магистрали века. Тогда стоял сентябрь, дни теплые, солнечные, снимать ничто не мешало.
– А разве стыковка произошла не в Куанде?
– В Куанде состоялась символическая стыковка, шоу для публики. Высокое начальство, кинохроника. журналисты… Сняли пару пролетов, вновь поставили, забили золотой костыль. А настоящая стыковка случилась именно на Балбухте, маленьком железнодорожном разъезде, где и по сей день никто не живет. Наш поезд сделал там остановку, все вышли из вагонов, постояли у памятного знака «Золотое звено», на котором значатся все большие и маленькие станции БАМа.
– А как тебя встретил родной Таксимо? Сколько лет ты проработал там редактором районки?
– Почти шесть лет, начиная с 90-го года, когда был создан новый Муйский район. Но мое редакторство пришлось уже на закат стройки, а начал я свою журналистскую карьеру на 11 лет раньше, сотрудником газеты «Витимские зори» Баунтовского района, куда тогда входил Таксимо. В то время как раз разворачивались работы на бурятском участке БАМа, и я, можно сказать, не вылазил с трассы, гоня репортажи в газету. Тогда же свел знакомство с ребятами из ударного отряда «Комсомолец Бурятии», возглавляемого Михаилом Кокориным, ставшим мне ближайшим другом. Уникальный отряд, единственный, который сохранился до наших дней. Конечно, поредел: кто-то уехал, кого-то уже нет на свете, как Михаила, но из 120 его бойцов примерно четверть по-прежнему живет в Таксимо. И продолжает отрядовские традиции. Принимая своих детей в число бойцов отряда, спрашивают на всю катушку: чем дышишь, во что веришь, достоин ли. Я горд, что до сих пор числюсь почетным бойцом этого отряда. Вот в объятия этих милых моему сердцу людей я и попал на перроне до боли знакомого вокзала.
– Основные торжества пришлись на Тынду?
– Туда даже военные оркестры привезли из Москвы, которые, играя марши, прошли по всему городу. Вечером президент страны по телемосту поздравил ветеранов с юбилеем и заверил, что северная магистраль построена не зря, на нее возлагаются большие надежды, и уже через пять лет грузоперевозки возрастут в более чем полтора раза. Тем же вечером состоялся второй телемост, по которому Олег Белозеров открыл движение по второму мосту через Лену.
– Одного уже не хватает?
– С одного берега подходит двухпутка, с другого – тоже двухпутка, а мост однопутный. Движение и стопорится. Та же история с Байкальским тоннелем. Даже хуже. Когда через него идут составы с углем, угольная пыль долго не оседает, и приходится делать большие интервалы между поездами. Новый тоннель уже пробит, и к концу года по нему будет открыто движение. Идут уже разговоры и о втором Северомуйском туннеле. Одновременно будет модернизироваться и обходной путь.