Музыканты из восьми государств приняли участие в фестивале «Голос кочевников»
Тридцать музыкальных коллективов из восьми государств и более восьми тысяч зрителей – в местечке Ацагат под Улан-Удэ прошел XI музыкальный фестиваль «Голос кочевников».
Учредитель фестиваля – Министерство культуры Республики Бурятия, оператором выступает Бурятская государственная филармония. За время своего существования «Голос кочевников» сменил несколько локаций, побывав на всех театральных площадках Улан-Удэ, а в 2016 году окончательно остановился на формате open-air и переехал в степь неподалеку от села Ацагат Заиграевского района.
По словам арт-директора Натальи Улановой, в основе концепции фестиваля идея этнофутуризма, который рассматривает национальную культуру как динамичную и меняющуюся во времени среду. «Голос кочевников» это не костюмированное фольклорное представление, миссия фестиваля – открытие нового пространства коммуникаций, находящегося где-то на перекрестке между городской культурой и национальными традициями.
В этом году на сцене «Голоса кочевников» можно было видеть музыкантов из Китая, Индии, Грузии, России и других стран. Монгольская группа UulUs band – коллектив относительно молодой, ему нет и года. Пятеро музыкантов, загримированных в седовласых старцев, исполняют монгольские народные песни, старинные благопожелания и восхваления под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов. Музыкальный коллектив «SHONO» (в переводе с бурятского – «волк») сочетает звучание морин-хуура, товшуура и ятага с современными ударными и бас-гитарой.
Ошеломило зрителей выступление китайских рокеров Second Hand Rose. По-китайски название группы звучит как игра слов и означает не только «подержанную розу», но и «второсортное искусство», так в социалистическом Китае когда-то называли рок-музыку. Бессменный солист и руководитель группы Лян Лонг собрал свой коллектив более 20 лет назад.
Мастер провокаций, Лян создал взрывную смесь из рока и народного сатирического жанра «эр жень чжуань» – своего рода китайских частушек, в котором исполнители поют и пританцовывают, рассказывая историю, а заодно вышучивая друг друга.
На сцену «Голоса кочевников» музыканты Second Hand Rose вышли в женских платьях, но вообще-то китайские зрители любят группу не за эпатажный внешний вид, а за умные, едкие и саркастичные тексты, в которых они высмеивают культ потребления и ханжество современного общества. Группа неоднократно получала музыкальные награды на родине, включая престижную китайскую награду Golden Horse Awards, успешно гастролируют по Юго-Восточной Азии и США.
Настоящими любимцами публики стали обаятельные красавцы-грузины из группы Shara (в переводе с грузинского языка – «узкая тропка»). Зажигательные кавказские мелодии, лезгинка и стремительный ханджлури, танец с кинжалами, никого не оставили равнодушными, а песню «Чито гврито» из фильма «Мимино», казалось, подхватила хором вся ацагатская долина.
Три дня жизнь кипела в каждой локации фестиваля. На творческих площадках можно было познакомиться с обрядами, играми и танцами казаков, семейских и, конечно, бурят. На мастер-классе по валянию войлока за десяток минут желающий мог сделать себе шапку. Выставка фотографа Александра Химушина «Мир в лицах» представляла портреты людей из разных уголков Земли в национальных костюмах.
Все три дня работала малая сцена, на которой выступали музыканты из Бурятии, казачий коллектив из Приморья, а артисты Молодежного драматического театра Улан-Удэ представили спектакль «Намжил Нимбуев», до глубокой ночи на ней звучали сеты модных диджеев.
Конечно, наибольшее количество слушателей собрали выступления хедлайнеров фестиваля. В этом году ими стали рок-группа «Мельница» и Найк Борзов. «Мельница» и солистка Наталья О’Шей, выступающая под творческим псевдонимом Хелависа – признанная звезда отечественного фолк-рока: два десятка альбомов, высокие позиции в чартах. В этом году группа отмечает двадцатилетие, поэтому на фестивале, к радости фанатов, прозвучали композиции из юбилейной программы «Мельница 2.0».
Гости фестиваля единодушно отметили высокий организационный уровень, начиная от работы огромной автомобильной стоянки до таких «мелочей», как организация постов с бесплатной питьевой водой. Те, кто прибывал на несколько дней, могли поставить палатку, для остальных до ночи работали автобусы – шаттлы в Улан-Удэ. Десятки сувенирных лавок предлагали все, что душе угодно – от футболок и бейсболок с символикой до бурятских шапок малгай и сапог гутул. Работал фуд-корт, на котором представлены кафе и рестораны Улан-Удэ, причем качество блюд было весьма приличным, а цена невысока. Правопорядок обеспечивали сотрудники полиции, Росгвардии, охранных агентств и казачья дружина – в достаточном количестве, но без лишней агрессии. На высоте была и публика – спокойная, доброжелательная и общительная. Словом, на фестивале удалось создать удивительную атмосферу безопасности, спокойствия и радости, и это, пожалуй, самый удивительный итог «Голоса кочевников».