На Ольхоне открылась резиденция керамики
Художники из разных стран обосновались под космическим куполом на Байкале, чтобы превратить бесформенную глину в произведения искусства, повествующие о смысле жизни, экологических проблемах, нематериальных образах. Проект «Байкал-Керамистика» объединил скульпторов из Австрии, Армении, Венгрии, Португалии, России, Словении.
Глиняные шедевры скульпторы создавали под куполом космического строения, которое этим летом было установлено в поселке Хужир Ольхонского района. Новую творческую дачу для художников, гармонично вписавшуюся в ландшафт местности, авторы проекта Сергей Пуртян и Татьяна Ерошенко построили благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
– Резиденции керамики существуют во многих странах мира, но для России такое в новинку. До сих пор многим кажется, что керамика – это предметы быта и сувениры: крынки, горшки, свистульки. За рубежом авторская художественная керамика воспринимается как вид искусства, она ценится и зрителями, и музеями, ее приобретают для частных, общественных интерьеров и экстерьеров. Надеемся, что созданное нами пространство будет менять отношение людей к керамике, – сказала Татьяна Ерошенко.
Проект «Байкал-Керамистика» традиционно включил в себя международный симпозиум с участием профессиональных художников из различных регионов России и стран зарубежья, образовательно-творческий пленэр «Университет» для студентов, а также «Резиденцию», где керамисты всех уровней обмениваются знаниями, умениями, технологиями.
Иркутские искусствоведы Юлия Башинова и Елена Кабунова отметили, что керамисты на проекте представляют сложные и разные современные техники, жанры. Например, европейские художники зачастую придерживаются концептуального направления, мыслят абстрактно, в отличие от русских художников, которые, как правило, идут от внутреннего содержания, образа, идеи.
Ваграма Галстяна – армянского скульптора, прибывшего из Еревана, привлекает тема шаманизма, язычества, одушевленности природы. На симпозиуме он создавал инсталляцию, которую предварительно назвал «Сошествие духов». Концептуалист, вдохновленный Байкалом, превращал бесформенную глину в произведения искусства, которые представляли собой девять женских ликов, устремленных вверх. Керамист отметил, что давно мечтал увидеть Байкал, но приехал, прежде всего, ради коммуникации:
– Здесь, под куполом, царит творческая атмосфера: рождается ребенок, который будет называться «Байкал-Керамистика – 2019». Еще важно: ты создаешь что-то свое и наблюдаешь, как работают другие художники, пытаешься понять их замыслы, концепции. Лучше всего это получается, когда человек готовит самопрезентацию, и то, что казалось далеким, непонятным становится близким, интересным.
Палма Бабош из Венгрии создавала из фарфора ледники, на которых стояли квадратные конструкции, символизирующие индустриальный мир. Через концептуальное искусство она пытается привлечь внимание населения земного шара к проблеме глобального потепления, таяния льдов в Гренландии и Антарктике.
– Идея моих скульптур такая: во многих бедах на планете виноваты сами люди. Я как отдельный маленький человек не могу изменить весь мир, но через скульптуру могу привлекать внимание к этим важным проблемам, – пояснила Палма Бабош.
Словенская художница Ивана Петан делала разные композиции. В одной из работ стремилась отразить взаимодействие четырех стихий: воды, земли, огня и воздуха, передать их разную энергетику. В качестве материала использовала шамотную глину, а также песок с байкальского берега, опилки, стеклышки, которые нашла на ольхонской территории.
– Я не следую законам физики, я обращаюсь к своей интуиции, так что моя работа – импровизация, а результат – сюрприз, – призналась автор.
Ростовский художник-керамист Урман Каражанов участвует в проекте не впервые. В прошлом году с помощью гончарного круга, создавая запутанные массивные сплетения из глины, он пытался воплотить такой нематериальный образ, как человеческие идеи. Гончарному кругу, а также неосязаемым образам, Урман верен по сей день.
– Что такое мысль? Как она меняет нас? Какой след оставляет в информационном поле? Этими и другими вопросами я задаюсь в процессе работы. Что касается самого произведения, то я строю композицию так, как будто пишу фразу. Одна мысль – одна фраза. Всего их будет три.
Елена Сластникова работает художником по костюмам в челябинском театре оперы и балета, а еще занимается скульптурой. Ее вдохновляет пластика человеческого тела, женские образы, балерины. В Хужире на тематику ее работ повлияли еще и очертания байкальской природы.
– Я стараюсь почувствовать керамику, увидеть ее красоту, быть с ней в гармонии, не насиловать материал. Сейчас работаю с шамотом, он более грубый по сравнению с фаянсом, зато держит хорошие объемы, – отметила она.
Молодая художница Вероника Куликова из Санкт-Петербурга обучается керамическому искусству около пяти лет. Приехала на проект как участник направления «Университет», чтобы поучиться у профессиональных художников, выведать интересные технологии обжига: раку, в газовой печи…
На байкальской территории петербурженке захотелось приготовить позы, чебуреки, лапшу и рыбу, но, конечно, не из теста. Керамическая еда выглядит вполне аппетитно и натуралистично.
– Мои блюда, когда высохнут, будут похожи на еду только формой, потому что я их покрашу в разные цвета: что-то будет черным, что-то с абстрактными пятнами, что-то металлизированное, – пояснила Вероника Куликова.
Байкальский центр керамики позволит до конца лета демонстрировать жителям и гостям Ольхона работы, созданные в рамках проекта «Байкал-Керамистика». Ближе к осени экспозиции с этими скульптурами появятся в иркутских музеях.