«Дорога дружбы» с Монголией
Российско-монгольская историко-документальная выставка «Дорога дружбы» открылась в иркутском областном краеведческом музее. Мероприятие посвящено 70-летию акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога». Именно столько лет назад было подписано соглашение между правительствами СССР и Монгольской Народной Республики, которое продолжает действовать до сих пор.
На одной из фотографий выставки – отара овец на степных просторах Монголии. Животные безмятежно пасутся. Ничто не предвещает большой работы по прокладке железнодорожных путей. А вот еще одно фото, скорее, уже исторический документ. На нем премьер-министр МНР Чойбалсан знакомится с ходом работы по строительству железной дороги Наушки – Улан-Батор. Сделано оно в начале июня 1949 года.
Всего на выставке представлено около 150 исторических документов, служебная переписка, карты, фото, значки, монеты и прочие музейные экспонаты, которые имеют отношение к строительству железнодорожной магистрали. Опыт создания такого проекта уникальный. Его организаторами выступили Федеральное архивное агентство, Российский государственный архив экономики, ОАО «Российские железные дороги» с российской стороны, Национальный архив Монголии, архив МИД Монголии, Ведомственный архив АО «УБЖД» – с монгольской.
Генконсул Монголии в Иркутске Лувсандагва Амарсанаа отметил, что Улан-Баторская железная дорога – предприятие, которым монголы гордятся.
– Она дала толчок для развития монгольского народа. До этого у Монголии были попытки строительства дороги, но когда подключился Советский Союз, дело пошло намного быстрее. Надо учитывать, что страна после войны находилась в разрушенном состоянии, нужно было восстанавливать промышленность, сельское хозяйство, тем не менее самую трудную работу по строительству дороги нес не своих плечах именно советский народ, – поделился воспоминаниями генконсул.
– Строительство Улан-Баторской железной дороги на протяжении многих десятков лет показывает свою эффективность и важность. Она заложила фундамент развития Монголии, двусторонних экономических, военных отношений, а впоследствии стала магистралью, которая связала на евразийском континенте три страны: Советский Союз, Монголию и Китай. Выставка возможна благодаря участию 15 архивных и музейных учреждений, усилия которых позволили сделать экспозицию разноплановой и интересной. Мы показываем не только историю Улан-Баторской железной дороги, но и все, что предшествовало ее созданию. Истоки интереса к прокладке железнодорожного сообщения между Россией и Монголией лежат еще в конце XIX столетия. Многие документы впервые демонстрируются широкой общественности. Дорога и сегодня остается одним из крупнейших инфраструктурных предприятий, – подчеркнул заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Юрасов.
О теплых отношениях между нашими странами, поддержке и взаимопомощи сказала заместитель председателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова, приветствуя монгольских коллег:
– На этой выставке часто будут звучать слова «дружба» и «друзья». Мы знаем о том, что друзья познаются в беде. И в эти сложные для Иркутской области дни монгольские друзья одними из первых откликнулись на нашу беду, отправили гуманитарную помощь и пригласили наших детей на отдых в международные детские лагеря. 42 ребенка из пострадавших от наводнения районов сегодня гуляют по монгольской земле. Это можно расценивать как продолжение дружбы и большой совместной работы по воспитанию и сохранению традиций сотрудничества и взаимопомощи, которые оставили нам наши предки.