Территория наводнения: Юридические аспекты получения выплат и компенсаций
На вопросы отвечает Роман Шергин, заместитель прокурора Иркутской области.
Скажите, а есть ли такие случаи, когда, например, человек был прописан в доме, который попал в зону затопления, а проживал в другом месте – в Иркутске, в Шелехове, в каком-то ином населенном пункте. И он подает документы на выплату. Он тоже получит деньги?
– Нет, он деньги не должен получить. У нас были такие случаи, когда кое-кто в общей суматохе успел «проскочить». Об этом нам сообщают граждане, которые несколько лет не видели таких «соседей». Мы разбираемся с каждым подобным фактом. Бывает, произошла ошибка: человек заблуждался в наличии права на выплату, например, прочитал где-то, что сам факт регистрации – это условие для получения денег. В этом случае средства просто возвращаются. Но если человек предоставил какие-то ложные сведения о фактическом проживании в этом месте или то, что он во время паводков находился в этом доме, то, конечно же, здесь речь идет о мошенничестве. Мы уже проводим проверки по таким фактам.
То есть уже возникают примеры мошенничества при получении выплат?
– Сейчас начинаются выплаты по утрате жилья, и появляются случаи мошенничества. Граждане, которые не имеют никакого отношения к жилью, давно его продали и не жили, сейчас пытаются получить компенсации по утрате имущества. Это мошенничество. Не нужно думать, что такое может произойти незаметно, никто не уйдет от уголовной ответственности. Всегда об этом сообщат соседи и люди, которые живут в этих домах.
Например, глава из деревни Гадалей обратился с информацией о том, что женщина с пятью детьми попыталась получить выплаты как пострадавшая, хотя никогда в этой деревне не жила и не появлялась. Или, например, была ситуация, когда в заброшенный дом после наводнения заехали люди, завезли вещи и пытались получить выплаты по утрате имущества. Результат – заведено уголовное дело, выплаты возвращены в бюджет.
А что грозит за такой поступок? Это ведь мошенничество, если человек обманом получил выплату. Какое грозит наказание?
– Уголовная ответственность по ст. 159 прим. 2, мошенничество при получении льгот, выплат.
Другая ситуация: межведомственная комиссия провела осмотр помещения и признала дом пригодным для проживания. А человек не согласен с этим. Как ему быть?
– Таких случаев, я думаю, будет масса. Мы анализировали практику других регионов в подобных ситуациях. Граждане очень часто обращались с обжалованием актов обследования. Здесь решение принимает суд. Мы будем разбираться по каждому случаю. Может быть, даже оказывать содействие людям, у которых есть основания обращаться в прокуратуру, например, социально незащищенным гражданам.
Мы ориентировали комиссии выяснять мнение жителей на самом раннем этапе, когда они производят осмотры. Также гражданин может участвовать в заседании комиссии с правом совещательного голоса. То есть его мнение должно учитываться. Мы постоянно говорим о том, что основное количество домов находится в зоне регулярных паводков. Это тоже должно учитываться. Много домов являются аварийными. Их безусловно нужно признавать непригодными для проживания, отправлять под снос.
Сейчас начнутся выплаты по потере посевов и гибели животных. Как человек должен доказать, что у него был скот?
– Здесь общий порядок: должны быть доказательства, любые документы и, в том числе, свидетельские показания. Практика еще не сформирована, выплаты еще не начались. Это дополнительные меры поддержки.
Если у людей есть вопросы по составлению искового заявления, по жалобам, другим документам, то куда им обращаться?
– В зонах затопления располагаются отделения прокуратуры, которые принимают все обращения граждан. Дополнительно в Тулуне и Нижнеудинске работает временная приемная генерального прокурора Российской Федерации. Сформированы мобильные приемные прокуратуры Иркутской области, где сотрудники принимают заявления. Но проще всего обратиться в районную прокуратуру. Более пяти тысяч заявлений уже поступило. Проверки проводятся, права граждан восстанавливаются. Сейчас большая работа проводится по открытию консультационных центров правительства региона. Там будут комплексно заниматься защитой прав граждан. И если эта практика будет положительной, то мы работу своих приемных планируем совместить с работой этих центров.