Какие нормативные акты были приняты с начала ликвидации последствий наводнения в Иркутской области
Стихийные бедствия – наводнения, пожары, землетрясения – затрагивают практически все сферы жизни и деятельности человека, наносят вред имуществу, правам и интересам граждан. Конечно, в первую очередь решается задача по ликвидации чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей, снизить материальный ущерб. Эти действия наиболее наглядны, доступны для освещения средствами массовой информации. Но за кадром, как правило, остается другая часть мероприятий по ликвидации последствий, а именно – административно-правовая работа.
Стихийное бедствие требует мобилизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов в масштабах объекта, населенного пункта, области, региона, а иногда и всего государства. Это означает, что должен быть разработан особый правовой режим, комплекс нормативных актов, который регулирует порядок проведения и финансирования аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возмещения вреда и восстановления хозяйства пострадавшей территории. Часть из них прописана в федеральных законах и нормах – например, в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а часть требует принятия соответствующих решений со стороны исполнительной власти.
Правовые основания для решения некоторых вопросов были заложены заблаговременно. Например, еще 7 марта 2008 года постановлением администрации Иркутской области № 46-па утверждено положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Иркутской области. Заложены и основы финансирования мероприятий по эвакуации: 26 мая 2017 года постановлением правительства Иркутской области № 340-пп утверждено положение о финансовом обеспечении проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Иркутской области в части развертывания и содержания пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан.
С первых дней возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением территорий Тулунского, Нижнеудинского и Чунского районов, губернатор и правительство Иркутской области начали работать над решением задач по административно-правовому регулированию деятельности по защите населения региона.
Губернатором Сергеем Левченко были подписаны ряд указов. Это указ губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 года № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области», которым определены необходимые мероприятия по недопущению развития и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Впоследствии в указ губернатора Иркутской области внесено несколько изменений и уточнений, в частности, в редакции указа губернатора Иркутской области от 1 июля 2019 года № 136-уг появился полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, на территории муниципальных образований Иркутской области. В редакции указа губернатора Иркутской области от 5 июля 2019 года № 145-уг перечень территорий, в которых сложилась чрезвычайная ситуация, дополнен семью муниципальными образованиями. Кроме того, министерству сельского хозяйства Иркутской области были даны поручения по вопросам оценки ущерба в сфере сельского хозяйства. Еще одно муниципальное образование, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация, – Заларинский район – добавлен 13 июля.
Указом губернатора Иркутской области от 4 июля 2019 года № 144-уг «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, осуществляемых за счет средств областного бюджета, в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» установлена компенсация в связи с гибелью принадлежащих гражданам посевов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных. Впоследствии, 23 июля, этот указ дополнен в части установления единовременной материальной помощи для граждан, которые вели личное подсобное хозяйство, и установлена компенсации за утраченные садовые сооружения.
Когда была обнаружена большая часть тел погибших – напомним, по данным на 11 июля, погибло 25 человек – был издан указ губернатора Иркутской области от 11 июля 2019 года № 147-уг «Об объявлении дня траура на территории Иркутской области».
Указ губернатора Иркутской области от 16 июля 2019 года № 158-уг «Об организации работы с безвозмездной помощью от граждан и юридических лиц, поступающей в распоряжение исполнительных органов государственной власти Иркутской области и подведомственных им государственных организаций в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» определил, кто и как должен координировать работу с «гуманитаркой» и деятельность волонтеров, а также ввел правила распределения безвозмездной помощи среди пострадавших граждан в части, не урегулированной статьей 582 Гражданского кодекса РФ.
Где и как размещать граждан, пострадавших от наводнения, определено указом губернатора Иркутской области от 16 июля 2019 года № 159-уг «Об обеспечении временного размещения и питания граждан, пострадавших от наводнения в Иркутской области в 2019 году». На следующий день издан указ губернатора Иркутской области от 17 июля 2019 года № 160-уг «Об обеспечении в 2019 году в Иркутской области проезда (туда и обратно) и размещения в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе находящихся на территориях других субъектов Российской Федерации, детей в возрасте до 18 лет (семей с малолетними детьми в возрасте до 14 лет), проживающих на территориях муниципальных образований Иркутской области, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, а также лиц, сопровождающих их в организованных группах».
Одной из важнейших задач в это время было наладить обратную связь с населением подтопленных районов, вовремя получить информацию о нерешенных проблемах или злоупотреблениях на местах. Специальным распоряжением губернатора Иркутской области от 18 июля 2019 года № 79-р «Об организации приема граждан по личным вопросам» даны поручения должностным лицам исполнительной власти по организации приема граждан, пострадавших во время паводка.
23 июля губернатором Иркутской области установлена единовременная денежная выплата семьям, воспитывающим детей-инвалидов, пострадавшим от паводка (указ губернатора Иркутской области от 23 июля 2019 года № 162-уг «О предоставлении в 2019 году в Иркутской области единовременной денежной выплаты семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проживающим на территориях муниципальных образований Иркутской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»).
За все время с начала ликвидации чрезвычайной ситуации правительством региона были приняты 13 постановлений, десять распоряжений и ряд других нормативных актов, которые детализировали конкретные мероприятия, связанные эвакуацией граждан, социальными выплатами и восстановлением инфраструктуры в районах, пострадавших от паводка.