Пострадавшие от наводнения выбирают жилье в Иркутске
Десять семей на днях приехали из Тулуна в областной центр, чтобы определиться с планами на переезд. Они осмотрели многоэтажные дома в иркутском микрорайоне Ново-Ленино и индивидуальную малоэтажную застройку в Иркутском районе.
Квартиры «под ключ»
Возле дома № 1 по адресу Первый Советский переулок в микрорайоне Ново-Ленино внушительная делегация встречающих. Ждут, когда из Тулуна приедет автобус. В нем первые десять семей тулунчан, пострадавших от наводнения.
– Основное пожелание людей, чтобы в дома можно было заселиться быстрее, – объясняет выбор данного жилого комплекса представитель компании по продаже недвижимости Анна Соловьева. – Конечно, решить жилищный вопрос пострадавшие хотят в ближайшее время. Ограничения по программе – стоимость квадратного метра не должна превышать 45 тыс. рублей и сданное жилье должно обязательно быть с социальным ремонтом. То есть необходимо, чтобы в квартире была электроплита, ванна, санузел, чтобы люди могли сразу заехать и жить.
К сожалению, большинство многоэтажных новостроек Иркутска, добавляет Анна, под эти требования не подходят. Стоимость квадратного метра в них гораздо выше. Да и сдавать квартиры компании предпочитают в черновой отделке. Этот застройщик – один из немногих, кто готов соблюсти все условия.
В готовящихся к сдаче трех блок-секциях все 240 квартир – однокомнатные, площадью 33 кв. м. Построены по программе обеспечения жильем детей-сирот.
– Разумеется, никто отбирать квартиры у сирот не будет, – поясняет генеральный директор компании-застройщика Евгений Иванов. – Тулунчане смогут их только посмотреть, чтобы оценить качество строительства и ремонта, который мы предлагаем. Для пострадавших от наводнения мы намерены построить новый 18-этажный дом рядом. Сдать его готовы в третьем-четвертом квартале 2020 года. Предлагать будем одно-, двух- и трехкомнатные квартиры в чистовой отделке. Проект выполнен, прошел экспертизу.
Житель Тулуна Владимир Стасьев внимательно осматривает новую квартиру.
– На первый взгляд все устраивает, – констатирует он. – Большой санузел, можно сюда стиральную машину поставить. Хорошая кухня, просторный коридор. Линолеум, обои, раковины – все есть. В целом нормально, но, как говорится, зима покажет, хорошо построили или нет.
Качество строительства Владимир Николаевич уже успел оценить по своему жилью в Тулуне. Когда соседние дома, как игрушки, срывало с фундаментов и уносило водой, его не то что устоял, даже на сантиметр не сдвинулся в сторону. Купил его, рассказывает, еще в 1965 году. Дом был добротный, сделан из бревен, поставленных на «стулья», – вкопанные, а затем забетонированные столбы. Подновлял вовремя, ремонтировал, два года назад сделал пристрой. Баньку поставил, гараж, стайки. Первое наводнение, случившееся в 1984 году, пережили с малыми потерями. Вода тогда поднялась в комнатах не более чем на 30 см. В этот раз затопило по самую крышу. Теперь, как ни огорчается хозяин, дом хоть и остался на месте, но для проживания больше не пригоден. Построек во дворе и вовсе ни одной не осталось.
– Сейчас живем с женой у младшей дочери, – продолжает Владимир Стасьев. – А вообще-то решили в Иркутск перебираться. Мы пенсионеры. Старшему внуку 12 лет. Оглянуться не успеешь – школу окончит, поступать поедет. Где ему жить? Снимать – дорого. Вот и будет с нами. Наверное, остановимся на благоустроенной квартире. Из-за возраста частный дом нам уже не потянуть.
Выбор Владимира Николаевича полностью поддерживает его землячка Татьяна Куракова. Она также намерена приобрести квартиру в многоэтажке. Изначально, говорит, хотела брать по сертификату вторичное жилье, но осмотрев новостройку, мнение изменила: хорошая планировка, ремонт, новая сантехника. Занес мебель – и живи. Смущает только, что ждать заселения в этом жилом комплексе предстоит еще около года. А жить ей негде. Дома Татьяны в переулке Больничный, 11, больше нет. Как нет стаек, летней кухни, огорода, теплиц и домашней птицы.
– 29 июня мы охраняли дамбу, – со слезами вспоминает женщина. – Насыпали в мешки песок, вязали и таскали к реке. Нас не предупредили, что вода будет намного больше, и в этом нет никакого смысла. А мы силы и время убили на это. Когда спохватилась, к своему дому даже подступиться не смогла. Наутро увидела, что от всего осталось только три столба.
Пока, поясняет, ее приютили знакомые. Но жить у них долгое время нереально. Снимать квартиру не на что. Работает Татьяна продавцом. Зарплата не больше 15 тыс. рублей. А цены на жилье в Тулуне после наводнения взлетели. Если раньше однокомнатную квартиру можно было снять за 8 тыс. рублей в месяц, сейчас просят за такую же жилплощадь 12 и 15 тысяч.
Индивидуальная застройка
Коттеджный поселок, расположенный в поселке Мельничная Падь, – следующее место осмотра, находится в 3 км от Иркутска. Общая площадь застройки – 180 домов. На данный момент заселено две улицы – 64 дома. На возведение новых, поясняет застройщик, понадобится не более трех-четырех месяцев. Коттеджи выполнены из газобетона, облицованного кирпичом. Никакой усадки, в отличие от деревянных домов, им не требуется.
Одно- и двухэтажные строения разделяют аккуратные асфальтированные дорожки. Рядом с каждым коттеджем небольшой земельный участок. Размеры его варьируются в зависимости от площади дома. Минимум четыре сотки, максимум – десять.
– Преимущество этого поселка в том, что есть подключение к центральному водоснабжению и канализационной системе, – продолжает руководитель строительной организации. – Дома типовые, отличаются только по площади: от 45 кв. м до 115. Панорамное остекление, огороженный участок, придомовая территория ровная. На участках сохранены деревья.
Планировка может быть индивидуальной. Собственник сам выбирает такую, какую захочет. Единственное, что переместить не удастся, – ванная комната. Все коммуникации заведены в ближний левый угол коттеджа.
– Мне все очень нравится, – восхищается тулунчанка Октябрина Морозова. – Вокруг природа. На участке можно и гараж поставить, и теплицу. Конечно, хотелось бы купить домик побольше, чем нам показали, но пока непонятно, на какую сумму мне выдадут сертификат. Наверняка нужно будет брать кредит, а может, и ипотеку.
В Тулуне Октябрина жила на улице Медицинской. Наводнение снесло их дом с фундамента на несколько метров. Потолки и стены в нем обвалились. Стайки уплыли вместе с курами, утками и поросятами.
Дом площадью более 50 кв. м значился в собственности только у Октябрины, однако проживали в нем четверо: она с мужем и дочь с внучкой. Теперь опасается, что сертификат получит лишь на одного человека.
– Однокомнатная квартира для нас не вариант, – рассуждает женщина. – К дому со временем хоть какой-то пристрой можно будет сделать. Поэтому буду рассматривать еще другие предложения.
В поселке Хомутово для заселения уже подготовлено 100 деревянных домов площадью от 50 «квадратов» и выше. Все с приусадебными участками. К приобретению одного из них склоняется Ольга Манух. Говорит, ищет жилье, которое устроит ее маму. Прожив всю жизнь в деревянном доме, старушка ни в какую не соглашается на другое строение.
Их дом, рассказывает Ольга, смыло со всеми постройками. Пытались хоть что-то отыскать – безрезультатно. До прошлого года, пока сын не стал студентом Иркутского строительного техникума, они жили втроем. Ольга работала воспитателем, мама хлопотала по дому. Чтобы помочь сыну деньгами, завели хозяйство. А теперь и его лишились, и с работой непонятно что. Воспитателем Ольга работала в детском саду по улице Бабушкина. Едва здание начали ремонтировать – пришла вторая волна. 70 работников детсада теперь боятся, что остались без работы. В Хомутово, надеется, она сможет трудоустроиться – поселок большой, школ и детских садов в нем несколько. И воздух чистый, не в пример городскому, и сыну ездить из Иркутска недалеко…
Продолжение следует
На встрече с жителями Тулуна, пострадавшими от наводнения, первый заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Ирина Худякова напомнила: 25 и 26 июля в городах Нижнеудинск и Тулун прошли ярмарки недвижимости, на которых были предложены 3 тыс. новых квартир; 8 тыс. квартир на вторичном рынке; а также проекты индивидуальной жилой застройки.
– Обладатели жилищных сертификатов имеют полное право на переезд в любой населенный пункт региона, – подчеркнула замминистра.
Для тех, кто выбрал для переселения областной центр и пригород, весь август по пятницам будет курсировать 16-местный автобус по маршруту Тулун-Иркутск-Тулун. Так что люди спокойно смогут определиться, что им приобрести по сертификату.
По данным министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, жилищные сертификаты на данный момент получили более 100 семей, чьи дома признаны межведомственными комиссиями непригодными для проживания.