В Иркутской области предложили создать педагогический клуб
Создать в Иркутской области педагогический клуб предложил директор экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс» г. Усть-Илимска Мусса Батербиев 7 августа 2019 года на круглом столе в газете «Областная». По его словам, в таком клубе педагоги, воспитатели, руководители школ и детсадов могли бы делиться своими идеями, находками, проводить обучение новейшим технологиям. Участники круглого стола поддержали идею.
По словам заместителя министра образования Иркутской области Максима Парфенова, родоначальниками инновационного образования стали в 90-е годы директор гимназии №1 Ангарска Людмила Раевская и Мусса Батербиев.
«В те годы не только в Иркутской области, но и в стране в целом был расцвет инновационного образования, – сказал заместитель министра. – Аналогичные процессы протекают и сегодня в России. Стержневой в сфере образования стала реализация одноименного национального проекта, который охватывает все процессы в этой сфере. В 2018 министерство подготовило четыре заявки, реализация которых в 2019 году уже начата. Одна из них – в части приобретения специализированного оборудования для школ, еще три – ключевых направления «Современная школа» (приобретение современного оборудования), «Молодые профессионалы» (создание центров образовательной подготовки для граждан, ориентированных на постоянное образование и обучение) и «Цифровая образовательная среда» (обеспечение доступа к высокоскоростному Интернету всех образовательных организаций). В 2019-2022 годы планируется реализовать еще девять направлений нацпроекта, участниками которых станут педагоги, родители и дети. Реализация нацпроекта продлится до 2024 года. За это время только в Иркутске и Иркутской районе планируется построить несколько десятков школ. Одним из приоритетов становится переход на односменное обучение. Если говорить об инновационных проектах, предполагается развитие сотрудничества с частным и государственно-частным секторами образования, взаимодействие с Российской академией наук в части создания опорных школ РАН. Новый учебный год три лицея начнут в этом новом статусе».
Об уникальной образовательной среде, которая запускается в Иркутске, рассказали советник президента благотворительного фонда «Новый дом» по вопросам образования Ирина Алексеенко и руководитель частного образовательного учреждения «Точка будущего» Наталья Воробьева. Для России этот проект уникален по многим направлениям. Здание было построено под те задачи, которые учредитель планирует решать в долгосрочной перспективе. А именно, вместе с учебными корпусами построен поселок, где на время обучения будут проживать многодетные семьи с приемными детьми. Кстати, в конкурсе на разработку архитектурного проекта принимали участие 26 стран, а выиграли его архитекторы Дании.
Приоритет при формировании первого потока обучающихся отдавался именно многодетным семьям с приемными детьми. Из 105 семей, собранных со всей области, отбор прошли 19, которые более ориентированы на качественное образование. Дети из этих семей начнут свое обучение в «Точке будущего» осенью. Когда же проект заработает в полную мощь, число учеников превысит тысячу. Штат педагогов сформирован на 70%, и еще идет подбор кадров. Предпочтение отдается педагогам, готовым поддержать идею инновации, двигаться вперед и развиваться.
Еще две частные инновационные учреждения – Вальдорфская школа и школа Леонова – в 2019 году отмечают 25-летие. О них рассказали исполнительный директор Вальдорфской Школы Олег Шендеров и замдиректора по УВР Школы Леонова Мария Дулова. В каждой из школ ежегодно обучаются 220 и 280 ребят соответственно. 80% бюджета составляют пожертвования родителей и 20% – региональные субсидии. Вальдорфская школа сейчас реализует грант по конкурсу “Губернское собрание общественности”, а школа Леонова – президентский.
Руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова отметила бОльшую свободу частных школ в воплощении различных образовательных проектов. Как правило, такие учреждения набирают небольшое количество учеников, что предполагает более качественное, но и дорогостоящее образование. На 887 государственных школ в Иркутской области лишь 14 – частные. Между тем, в регионе становится больше частных образовательных учреждений в сфере дополнительного образования, которые получают лицензию наравне с общеобразовательными. Сегодня школ дополнительного образования 38, они работают в Иркутске, Ангарске, Братске, Шелехове и Тулуне.
«В Ангарске с 90-х годов прошлого века успешно работает общеобразовательная гимназия №1, которая также помимо общего образования реализует проекты художественно-эстетического, творческого и профильного образования», – об этом рассказала директор гимназии Людмила Раевская. В структуре гимназии семь научно-методических отделений и социально-психологическая служба, которая сопровождает образовательный процесс.
Директор ангарского лицея №1 Наталья Белоус рассказала о том, что образовательное учреждение с 2019 года стало опорной школой РАН. Она подробно остановилась на сотрудничестве школьников с учеными. Уже разработаны и с нового учебного года будут внедряться обучающие программы, которые позволят сформировать научный потенциал Сибири.
Начальник управления образования администрации Саянска Татьяна Баранец отметила, что образовательные новации Саянска реализуются на 31 площадке, работает институт наставничества.
Директор иркутской школы №19 Светлана Большещапова остановилась на работе в нацпроекте по направлению «Современная школа». Учреждение оснащено современным оборудованием по физике, химии, окружающему миру, имеет планетарий. В школе также реализуется конвергентное обучение, суть которого – в создании на уроке междисциплинарной образовательной среды, позволяющей ученикам воспринимать мир как единое целое, а не изучение отдельно взятых дисциплин.
Мусса Батербиев – уже опытный организатор инновационного обучения, он возглавляет научно-образовательный комплекс с 1992 года. Около 30 лет ребята обучаются в разновозрастных группах, что позволяет им не только успешно воспринимать учебный материал, но и эффективно общаться со сверстниками. В лицее ежегодно обучаются 670 человек. Многие выпускники возвращаются сюда педагогами. Это уникальная технология, отметил Муса Батербиев, и она могла бы эффективно использоваться в малокомплектных школах.