Ремонт мемориала «Вечный огонь» в Иркутске вызвал споры
Благоустройство территории мемориального комплекса «Вечный огонь Славы» в Иркутске вызвало большие споры у жителей области. Многим не понравилась новая расцветка плитки у мемориала, похожая на бабушкин ковер. Однако сам памятник культурного наследия регионального значения ремонту не подвергся, выяснила 12 августа 2019 года газета «Областная».
Вот как отреагировали пользователи соцсетей: «Слишком пестро», «Странный цветовой выбор», «Таблички с землей из памятных боевых мест сливаются с рисунком плитки», «Пестренькое местечко получилось. Но, увы, не совсем уместно», «Что за цирк?», «Я всегда считала, что на площади у Вечного огня главное – Вечный огонь. А сейчас главное – плитка!».
Как рассказал руководитель служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области Андрей Фоменко, элементами комплекса, подлежащими обязательному сохранению в неизменном виде, являются мемориал, расположенный на фасаде здания правительства Иркутской области, и площадка «Вечного огня», которая расположена в центре сквера и отделена от мемориала бульваром.
– Покрытие бульвара не относится к элементам объекта культурного наследия, подлежащим сохранению в неизменном виде, – пояснил Андрей Фоменко. – Замена материала покрытия бульвара может быть произведена при условии сохранения неизменности ценных элементов комплекса.
Многие участники обсуждения, кстати, вспоминают авторов проекта 1975 года (Владлен Федорин, Виталий Смагин, Равиля Шаврина, Марк Сергеев – текст эпитафии) и выражали сомнение, что такое цветовое решение им бы понравилось. Однако один из авторов новой концепции реконструкции, архитектор Евгений Третьяков, отметил, что новый проект реконструкции был утвержден на градостроительном совете при администрации Иркутска.
– Концепция благоустройства мемориала, прежде всего, основывается на его статусе городского пространства, наличии у площади мемориального значения, знаковых объектов воинской славы и уже сформированных пространственных осей движения к набережной и к памятникам русского зодчества, – пояснил Евгений Третьяков. – Примерами парадных, дворцовых и мемориальных пространств послужили лучшие образцы площадей России, Европы и Америки. Классическим приемом рисунка покрытия является многосложная клетка из гранитных блоков разных размеров, цвета и фактуры, как на дворцовой площади Санкт-Петербурга, у исторического музея Москвы, главной площади Минска, площадей Амстердама, Парижа, Вашингтона и многих других. Красно-бело-черная цветовая гамма рисунка покрытия оптимально соответствует героическому духу мероприятий, проводимых на площади у мемориала «Вечный огонь». Рисунком покрытия четко зафиксированы все главные направления и особо обозначена зона главных парадов. В основных осевых размерах рисунок соответствует разбивки 80 на 80 см, что четко укладывается в размер военного строевого шага.
В дальнейшей реализации благоустройства пространства парковой зоны продумывается корректный переход к рисунку покрытия боковых аллей в более умеренном рисунке, настраивающем на комфортный отдых среди природы.
Спокойно к новой расцветке плитки отнеслись и ветераны.
– Когда я увидел обсуждение новой плитки возле мемориала, то сразу поехал и лично посмотрел, что там происходит, и увиденное не вызвало у меня негативных эмоций, – отметил председателя областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Валерий Игнатов. – На мой взгляд, ничего вызывающего в данном рисунке плитки нет, все выглядит вполне уместно.
Напомним, мемориальный комплекс «Вечный огонь Славы» был торжественно открыт 8 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Огонь для мемориала доставили из Москвы с могилы Неизвестного солдата в Александровском парке. Везли контейнер с тлевшим внутри огоньком в отдельном купе поезда с открытым окном. Под плитами мемориала захоронена земля из всех городов-героев Советского Союза.