Приангарью нужен новый авиаузел
Дальнейшая судьба главной воздушной гавани Приангарья – Международного аэропорта Иркутска, а также проблемы малой авиации региона, стали предметом обсуждений на площадке областного парламента. Министры регионального правительства вместе с депутатами с участием контрольно-надзорных органов рассмотрели широкий круг вопросов – от высоких цен на авиаперевозки до качества взлетно-посадочных полос.
КСП представила итоги проверки
В 2015 году 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и имущественный комплекс из федеральной собственности перешли в региональную с целью повышения эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области. Условия передачи были прописаны в соответствующем Соглашении.
Как показала проверка Контрольно-счетной палаты Иркутской области, далеко не все договоренности соблюдаются. Об этом на заседании комиссии по контрольной деятельности Заксобрания сообщила заместитель председателя КСП Юлия Махтина. Ею был сделан доклад о результатах контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения порядка управления и распоряжения государственной собственностью (акциями) ОАО «Международный аэропорт Иркутск» за 2017–2018 годы».
В частности, сообщила аудитор, правительство региона взяло на себя обязательства по увеличению пассажиропотока до 3 млн в год. Фактически этот показатель увеличен с 1,7 млн человек в 2015 году до 2,2 млн человек в 2018 году. По мнению Юлии Махтиной, без реконструкции инфраструктуры аэропорта достичь плановые цифры очень сложно. Есть замечания и по безопасности экипажей и пассажиров.
– Состояние цементно-бетонных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона, стоянок самолетов оценивается как четвертная, то есть сильная степень дефектности. Очистные сооружения отсутствуют, водосточно-дренажная сеть не обеспечивает водоотведение с территории аэродрома, – отметила зампредседателя КСП.
Аудитор также обратила внимание, что в Соглашении указан срок по внесению планов по строительству и реконструкции аэропорта – речь идет про третий квартал 2015 года. Однако тема модернизации авиаузла появилась лишь в 2019 году в проекте Стратегии социально-экономического развития Иркутской области, который до настоящего времени не утвержден, и в областной госпрограмме по развитию транспорта соответствующие мероприятия также не предусмотрены. Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что конкурс на привлечение инвестора по строительству нового аэропортового комплекса на условиях государственно-частного партнерства не объявлен, средства бюджета Иркутской области на это не предусмотрены.
Спикер ЗС Сергей Сокол напомнил, что в федеральной целевой программе было предусмотрено 23 млрд рублей на модернизацию иркутского аэропорта, однако в связи с тем, что аэропорт был передан в собственность Иркутской области, он был исключен из программы.
– Мы говорим не просто как об объекте федерального значения, а о перспективах интеграции востока России в мировую систему авиаперевозок. Поэтому если мы говорим об успешном развитии Иркутской области, об ее инвестиционной, туристической привлекательности, то строительство нового авиаузла – одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед нами, – поделился своим мнением Сергей Сокол.
Министры держат ответ
Министр жилищной политики, энергетики и транспорта региона Артур Сулейменов обратил внимание, что правительство области взяло обязательства до 2020 года.
– Иркутский аэропорт ежегодно наращивает чистую прибыль как раз за счет увеличения количества пассажиров. Если в 2014 году прибыль составляла 359 миллионов рублей, то в 2018 году – уже 656 миллионов. Рост в два раза! Авиакомпаний тоже стало больше. Цифры говорят о том, что мы развиваемся. Да, есть проблемы, мы не отказываемся. Но мы работаем над их решением. И не надо нас винить в том, что из-за нас Иркутская область потеряла 23 миллиарда. Это не из-за нас. А из-за того, что аэропорт «Иркутск» вместе с другими 11 аэропортами по всей стране был исключен из федеральной целевой программы. Что касается проекта нового аэропорта, то документ не получил положительной оценки госэкспертизы. Место под новый аэропорт нам пока Москва не согласовывает, – привел аргументы Артур Сулейменов.
Также министр ответил и на критику о неизрасходованных средствах, которые скопились на счетах предприятия: «Вы все знаете, что на ремонт только девятисот метров взлетно-посадочной полосы было потрачено 325 миллионов рублей, а для реконструкции «рулежек», магистрали и ВПП одновременно нужны очень большие средства, поэтому и откладываем, чтобы затем приступить к работам».
Эту информацию подтвердила и Юлия Махтина. Чтобы привести в нормативное состояние взлетно-посадочные полосы и другую инфраструктуру аэропорта, необходимо около 10 млрд рублей. По словам заместителя председателя КСП, средств, которые аэропорт зарабатывает самостоятельно, на эти цели не хватит, несмотря на то, что чистая прибыль акционерного общества растет.
О своих замечаниях к работе международного аэропорта рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш. По его словам, обеспокоенность вызывают многочисленные факты выявленных нарушений антимонопольного законодательства. В их числе и завышенная аренда для владельцев торговых точек внутри терминала, и случаи необоснованных скидок некоторым авиакомпаниям, и попытки заключить договор с инвестором в обход конкурсных процедур.
– Мы также не можем быть довольны такой высокой арендной платой, но законодательство диктует свои правила, – ответил министр имущественных отношений региона Владислав Сухорученко. – В своей работе руководствуемся федеральным законом об оценочной деятельности, по которому следует, что при введении в оборот имущества, находящегося в государственной собственности, размер арендной платы будет определяться на основании отчета о рыночной стоимости. Любые инвестиции во взлетно-посадочную полосу, которые производит аэропорт, приводят к увеличению арендной платы. Сейчас мы пытаемся решить эти вопросы.
Малая авиация ждет перемен
Депутаты также подняли тему плачевного состояния северных аэропортов Иркутской области, где нет ВПП с твердым асфальтобетонным покрытием, аэровокзалы находятся в полуразрушенных зданиях, люди порой сутками ждут своих рейсов. Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов отметил, что процедура банкротства предприятия, являющегося собственником аэропорта в Киренске и Ербогачене, длится уже семь лет, пока она не будет завершена, невозможно принять какие-либо меры для строительства новых зданий.
– Сегодня построены аэропорты в Красноярске и Новосибирске. Улан-Удэ со своим проектом вошел в федеральную программу по финансированию. Значит, и Иркутская область может решить задачу по строительству нового аэропорта, – поделился своим мнением депутат.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова добавила, что не раз обращалась в правительство области из-за жалоб граждан на высокую стоимость перелетов из Киренска и других отдаленных территорий в Иркутск, куда люди вынуждены ездить, в том числе, для получения медицинских услуг. Председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев подчеркнул, что по данному вопросу депутатам до сих пор не предоставили расчетов по потребности финансирования.
Спикер Сергей Сокол добавил, что по вопросу развития всего аэропортового комплекса необходимо взаимодействовать с федеральным правительством:
– Только для того чтобы рассчитывать на получение средств из федерального бюджета, необходимо представить четкий комплексный план, куда будет направлено это финансирование и для чего.
По итогам заседания комиссии приняты рекомендации для правительства Иркутской области и руководства аэропорта. Также решено рассмотреть вопрос в рамках рабочей группы, действующей на базе комитета по собственности и экономической политике.