Людмила Раевская: Вперед, к новым берегам!
Лучшая гимназия России, образцовое образовательное учреждение Приангарья, неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Школа года», победитель «Всероссийской выставки образовательных учреждений – 2017» и Всероссийского конкурса «Школа здоровья – 2016». Сегодня с уверенностью можно сказать: гимназия № 1 Ангарска прошла путь свершений и побед по лестнице успеха. И это потому, что гимназический коллектив, объединенный общими идеями, стремлениями к поиску всего нового, к достижению самых высоких целей, стал командой профессионалов-единомышленников, устремленной вперед, к новым берегам!
За 28 лет гимназия выпустила 139 золотых и серебряных медалистов, вырастила победителей и призеров региональных и российских предметных олимпиад, лауреатов региональных и Российских творческих детских конкурсов: вокальных, фольклорных, танцевальных, поэтических, прикладного творчества.
Инновационная деятельность гимназии представлена на федеральном и региональном уровнях. Сегодня это региональная пилотная площадка опережающего ФГОС; региональная педагогическая площадка ГАУ ДПО ИРО по теме «ОРКСЭ и ОДНКНР в целостном образовательном пространстве духовно-нравственного развития и воспитания школьников»; федеральная базовая (опорная) площадка по направлению «Проектная деятельность как инструмент оценки метапредметных результатов освоения ООП ООО»; региональная стажировочная площадка по реализации «Дорожной карты» развития кадрового потенциала системы образования Иркутской области в условиях внедрения профессиональных стандартов.
Педагогическая сущность управления гимназией состоит в том, чтобы все время видеть ребенка. Это возможно при таком подходе, который предполагает взаимодействие, сотрудничество и организацию совместной деятельности всех участников образовательного процесса. В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы качества. Качество образования – это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самой гимназии, деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. В связи с этим в гимназии разработана и успешно реализуется «Программа управления качеством образования», создана «Модель системы оценки качества». В центре гимназического образования – формирование человека. Поэтому педагогический коллектив видит свою цель не только в формировании системы знаний, умений, навыков, но и в формировании готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности, в развитии индивидуальности каждого ученика и воспитании его как субъекта социализации.
Гимназия, а это педагоги, обучающиеся, их родители, стремится создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Образование организуется не по модели «Изоляции от социума», а по модели «включения в социум». Дошкольное отделение можно считать «стартовой площадкой» для успешного обучения и социализации. На протяжении ряда лет 96–98% детей готовы обучаться в условиях инновационного учреждения. Начальная школа обеспечивает простор разнообразной детской деятельности и инициативы, в том числе добровольной общественной, где царит разновозрастное взаимодействие. Педагоги начальных классов стараются не столько детей готовить к требованиям гимназии, сколько гимназию приспособить к нуждам ребенка и специфике его социального становления.
Гимназический опыт (опыт взаимопонимания, совместного действия) помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Передача этого опыта происходит всей атмосферой, укладом жизни гимназии, нормами, по которым она живет. И именно от взрослых – педагогов, родителей – зависит, какой опыт ребенок присвоит себе.
Традиции – это то, чем сильна гимназия, то, что делает ее неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит.
А учат гимназистов 85 учителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования – профессионалы, первой и высшей категории (82%). 62 педагога награждены отраслевыми наградами. Среди них два заслуженных учителя РФ, отличники образования РФ, почетные работники общего образования РФ, награжденные грамотой Министерства образования РФ.
Педагоги участвуют в профессиональных конкурсах и побеждают. Свой опыт они представляют, тиражируют на муниципальном, региональном, российском уровнях: за два года 29 статей, 62 мероприятия в рамках реализации ФГОС. В образовательной деятельности используют проектные, исследовательские технологии, технологии проблемного диалога, дебаты.
В гимназии созданы условия для формирования и развития проектно-исследовательских умений обучающихся, выстроена система работы.
Проявлять свои индивидуальные особенности юные дарования начинают еще в дошкольном отделении гимназии «Улыбка». На этом этапе важным является их выявление и поддержка. Для этой цели существует программа «Успех», которая представляется особенно актуальной в условиях введения новых образовательных стандартов.
Участие гимназистов 1–4 классов в деятельности кружка «Я – исследователь» позволяет педагогам выявлять интересы обучающихся, развивать познавательные способности, сформировывать мотивацию на достижение поставленной цели.
В 5-х и 6-х классах создаются условия для творческих проектных мастерских, где осуществляется разновозрастное сотрудничество. Уже несколько лет активно реализуется авторский локальный инновационный проект «Проектная деятельность обучающихся на этапе предпрофильной подготовки». Выполнение индивидуальной проектной или проектно-исследовательской работы обязательно для каждого гимназиста 7-х, 8-х классов, а в 9-х разработано «Положение об итоговом индивидуальном проекте». Психологическое сопровождение осуществляется через следующие виды работы: психологическая подготовка к освоению начал научной и проектной деятельности, знакомство с алгоритмом проектной деятельности через групповые занятия и индивидуальное консультирование.
Результаты экспертной и рефлексивной самооценки показывают, что проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной «Я-концепции», развитию информационной, коммуникативной, регулятивной и познавательной компетентности.
В старшей школе развитие метапредметных умений осуществляется посредством профессиональных проб. Профессиональные пробы проходят на предприятиях, в учреждениях и организациях города и областного центра. База предприятий и организаций для проведения профессиональных проб формируется с учетом профилей, обучения основе соглашений о сотрудничестве. Учащиеся знакомятся с работой представительства МИДа, суда и прокуратуры, налоговой инспекции, департаментов городской администрации и т.д. Удовлетворенность учащихся результатом профессиональных проб составляет 92–96%. Старшеклассники лучше ориентируются на рынке труда, имеют объективные знания о профессиях, они более самостоятельны и адекватны при выборе профессии. Совпадение профессионального выбора выпускников с профилем гимназического обучения в последние три года составляет 83–87%.
В становлении личности гимназиста, в развитии его творческих способностей неоценимую роль играет художественно-эстетическое отделение гимназии. Педагоги дополнительного образования прививают любовь к искусству, воспитывают чувство прекрасного, формируют человека высокой нравственности и патриотизма. Гордость гимназии – поэтическая студия «Проба пера», руководителем является член Союза писателей России Ольга Александровна Гизатулина, ангарская поэтесса. Стихи гимназистов опубликованы в поэтических сборниках «Мой край – Ангарск, Сибирь, Байкал!» (37 авторов – учащиеся гимназии). В сборник, посвященный 65-летию города, «Светлые улицы, юные лица» вошли 15 авторов-гимназистов.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в гимназии открыта «Галерея Славы». Все материалы галереи сопровождены стихами ребят. Они выразили отношение к неприкасаемым фактам истории России, единству народов, славе русского солдата. Галерея стала символом патриотического воспитания гимназии.
Поэты-гимназисты – участники городских и областных конкурсов чтецов-поэтов и всегда победители!
В гимназии систематически проводится изучение социального заказа на образовательные услуги. Количественный анализ исследования социального заказа родителей на образование детей позволил определить ранг основных задач. На первом месте главная задача – обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями, на втором – нравственное воспитание, на третьем –задача социализации – воспитание активной личности с четкой жизненной позицией.
И данные задачи успешно реализуются – это доказывают наши выпускники: результаты государственной итоговой аттестации высокие, поступление в вузы на бюджетной основе 97–98%, заканчивали и учатся в настоящее время в лучших вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Новосибирска, Екатеринбурга. Среди выпускников – юристы, врачи, менеджеры, бизнесмены и учителя. Педагоги художественно-эстетического отделения воспитали и помогли реализоваться многим выпускникам. Среди них актеры, музыканты, певцы, уже известные в России. Гимназию выпускники помнят и любят.
«Школа для нас – это не только институт социализации, но и истина, согласно которой человек поднимается, «восходит к самому себе», – эти слова являются эпиграфом в работе педагогов по внедрению ФГОС в образовательное пространство гимназии как средство обеспечения системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию и достижения новых образовательных результатов. А это требует постоянного совершенствования педагогического мастерства, сохранения и преумножения традиций гимназии, укрепления общественного статуса гимназии – дальнейшего следования принципам педагогики успеха, а значит «Вперед, к новым берегам!»
Людмила РАЕВСКАЯ,
директор гимназии № 1 Ангарска, заслуженный учитель РФ, отличник образования РФ
На правах рекламы