Мастер психологического портрета Аркадий Вычугжанин
Работы художника Аркадия Вычугжанина давно стали классикой иркутской живописной школы. Они и по сей день выглядят настолько свежо и актуально, что кажется, будто их написал наш современник, хотя художника давно нет в живых. Убедиться в этом можно на выставке, которая открылась к 90-летию со дня рождения автора в главном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева.
– Аркадий Вычугжанин – мастер самого сложного жанра в изобразительном искусстве – психологического портрета, – отметила директор Иркутского художественного музея Наталья Сысоева. – Он ушел из жизни, когда ему было чуть больше 50 лет. Казалось бы, для мастера это только расцвет, но к данному времени он успел оставить мощнейшее творческое наследие.
На выставке «Аркадий Вычугжанин. Живопись и графика» представлено 160 произведений. 60 работ, среди которых такие знаковые, как автопортрет 1959 года, портрет скульптора Олега Ряшенцева, портрет художника Светланы Гаращук – из фондов музея. Еще 100 произведений предоставили для выставки коллекционеры.
– Аркадий Вычугжанин – один из крупнейших портретистов страны второй половины XX века, – отметила искусствовед художественного музея Тамара Драница. – В начале 1980-х все шумели по поводу появления новой формы портрета, который был назван композиционным. Суть его в том, что внутренний мир человека, его профессия и пристрастия раскрываются благодаря контексту, в который он помещен. Аркадий Вычугжанин был одним из лучших в этом направлении, ведь он старался максимально раскрыть внутренний мир модели. На мой взгляд, одна из наиболее ярких работ своего времени в этом жанре в стране – портрет известного российского скульптора Олега Ряшенцева. Необычна композиция картины – герой изображен спиной к зрителю, он снял очки и, опустив на колени руки, повернул голову в сторону своих работ. И при этом тщательно выписанный фон – мастерская и сами работы скульптура – не затмевают модель.
Интересно, что живописные работы Аркадия Вычугжанина выполнены темперой. Художник писал теми же красками, что и авторы Древней Руси. И это несмотря на сложность техники, ведь нужно тереть краски, готовить основу, грунтовать, делать мазок уверенным и точным, потому что краски сохнут очень быстро, и потом трудно что-либо переделать. Однако мастер освоил эту технику в совершенстве, создавая почти монументальные работы.
– Он был невысокого роста, неброский, очень мягкий, уступчивый, но бесконечно принципиальный, когда дело касалось искусства, – вспоминает искусствовед Татьяна Ларева. – Основы его творчества были заложены еще в Казанском художественном училище.
Хотя в Иркутск уроженец деревни Аверичи Кировской области попал благодаря своему второму учебному заведению. В Харьковском художественном институте он познакомился с будущим народным художником РФ Анатолием Алексеевым, который уговорил его и другого замечательного автора, Глеба Богданова, приехать на Байкал. Здесь молодые люди решились на эксперимент – в Иркутском художественном училище они начали обучать детей по программе вуза. В итоге воспитали целую плеяду замечательных художников. Среди них цвет иркутской живописи: Галина Новикова, Виктор Мироненко, Владимир Кузьмин и другие.
– Я знал Аркадия Вычугжанина как сын, ученик, изучал его творчество как искусствовед, – рассказал его сын Александр Вычугжанин. – Могу сказать, что он сделал необыкновенно много и каждую свою работу писал как последнюю. Он говорил, что в Казанское училище приехал из глухой деревни, и у него не было никаких материалов. Преподаватель выкинул его самодельные кисти, и он уже собрался домой, но на базарной площади возле вокзала увидел, как кто-то продает акварель. Он потратил на нее последние деньги на обратный билет – так им был сделан выбор профессии. Его юность пришлась на один из счастливейших периодов – война закончилась, и казалось, что дальше будет еще больше свободы. Художники тогда приходили в искусство с миссией показать нам, насколько прекрасна жизнь вокруг, ведь часто мы проходим мимо с замыленными глазами, а они своими работами как бы сдирают эту мутную пленку с наших глаз.
Аркадий Вычугжанин действительно умел видеть высокое в обыденном. Неслучайно «Портрет телятницы Нестерчук» его кисти по глубине созданного образа можно назвать крестьянской Мадонной. Не менее пронзительным получился образ чекистки Башариной-Соболевской, которой, для того чтобы смягчить впечатление, он накинул на плечи цветастый платок.
– Работал художник очень долго, это так называемый Серовский метод – напишет, отвернет к стенке, потом снова пишет, в итоге работа над образом могла продолжаться несколько лет, – вспоминает Тамара Драница. – Когда он писал потрет Виталия Рогаля, только на одни руки художника у него ушло четыре месяца. С этой частью тела вообще интересная история – на всех портретах кисти Аркадия Вычугжанина – руки художника. Говорят, точно так же поступал Ван Дейк, везде изображая собственные кисти.
– Аркадий Вычугжанин для меня – пример сильной, интеллигентной и абсолютно свободной личности, художник на все времена, ведь часто бывает, что проходит время, работа автора становится неинтересной, но от этих произведений до сих пор идет мощная творческая энергетика, они абсолютно современны, потому что искренность, глубина и правда актуальны всегда, – считает Тамара Драница.
Выставка будет работать до 15 сентября.