Жителей Приангарья наградили медалями «За спасение погибавших»

Обычные герои

В жизни – обычные люди. В беде – настоящие герои. Забыв об опасности, они помогали другим, рискуя своим здоровьем. За смелые и решительные действия во время наводнения президент РФ Владимир Путин наградил медалями «За спасение погибавших» девять жителей Иркутской области.

Слесарь, машинист, врач, фельдшер, фермер, предприниматель… Они обычные люди. Трудолюбивые и скромные. Узнав о награде, удивляются: «За что? Ведь мы ничего особенного не сделали». Однако история каждого говорит об обратном. Своими поступками они доказали: милосердие, храбрость и самопожертвование – не просто красивые слова.

 

«Сама не понимаю, откуда брались силы…»

Первой с разгулом стихии столкнулась врач Нижнеудинской районной больницы Марина Балганова. 21 июня в составе бригады докторов она прилетела в тофаларский поселок Алыгджер для очередного медосмотра населения.

Я по специальности терапевт, 35 лет назад окончила Красноярский мединститут и вернулась в Нижнеудинск, – рассказывает Марина Прокопьевна. – Попросилась сюда, потому что родилась и выросла в поселке Нерха. Отец мой по национальности тоф, мать – русская. Всю свою жизнь проработала в районной больнице, а благодаря командировкам частенько летала на свою малую родину.

В конце июня такая командировка едва не стала роковой.

– Мы прилетели в Алыгджер в пятницу 21 июня, – вспоминает доктор. – В субботу и воскресенье принимали людей, а в понедельник должны были вылететь в Нерху, но зарядил дождь, и рейс отменили.

К вечеру понедельника узенькая горная Уда начала увеличиваться прямо на глазах. Марина Прокопьевна кинулась звонить знакомым в Нижнеудинск: «Вода прибывает! Через сутки будет у вас!» Однако ей никто не поверил, как не поверили сначала и в МЧС. Велели: «Не беспокойтесь и не поднимайте панику! Вода, по прогнозам синоптиков, поднимется сантиметров на двадцать и начнет спадать!»

К утру следующего дня залило большинство поселковых улиц. Опустился плотный туман. Соседние с больницей дома затопило по крышу. В медчасть, стоящую на пригорке, набились десятки людей из затопленных строений. Дети, старики, беременная женщина, молодая мама с семимесячным ребенком… Ночью никто не сомкнул глаз. Утром переполошились от страшного грохота. В бушующем потоке проносились мимо вывороченные с корнями огромные деревья, бочки, заборы. С ужасом смотрели они, как сильный водоворот подхватил и унес табунок лошадей… Вода подступила к больнице.

Леша, мы тонем! – кинулась звонить старшему сыну в Иркутск Марина Балганова. – Нам никто не верит, а вода все прибывает и прибывает! В палатах уже по колено!

Пока сын обрывал телефоны различных инстанций, она, как самая старшая из медбригады, взяла на себя руководство. Велела мужчинам разбирать печь, чтобы по трубе забраться на крышу. Распорядилась, чтобы в первую очередь поднимали женщин и детей, потом матрасы и одеяла. Сама же осталась внизу держать связь со спасателями. Света не было – станцию затопило. Воды и еды – тоже. МЧСовцы обещали: как только позволит погода, тут же прилетят.

– Ребята, летите с лодками, иначе людей никак не заберете, – просила спасателей. Поскольку хорошо знала местность, по телефону объясняла, куда лучше приземлиться и как добраться до пострадавших.

Первый вертолет прилетел после обеда в среду. Покружил над поселком, но сесть так и не смог. У людей началась паника: «Нас бросили!» Марина Балганова, не теряя самообладания, уговаривала и увещевала: «Такого не может быть! За нами обязательно вернутся!» Второй вертолет долетел через час. Первым рейсом отправили детей и женщин. Высадив их на сопку, спасатели вернулись за следующей партией. Наша героиня покидала затопленную больницу последней…

Вспоминая пережитое, сама не понимаю, откуда брались силы, – признается смущенно. – Мои сыновья потом упрекали: почему ты, мама, совсем не подумала о нас, когда рисковала собой? А я улыбалась: вы бы тоже наверняка поступили также.

 

«Никакого страха не чувствовал…»

27-летний Александр Смалягин, отработав смену в локомотивном депо, в течение 15 часов на своем грузовике вывозил пострадавших из затопленных домов Нижнеудинска. Снимал с крыш стариков, выносил на руках детей и домашних животных.

– Никакого страха не чувствовал, и машину почему-то совершенно не было жалко, – делится пережитыми впечатлениями Александр. – Хотя глубина была такой, что движок постоянно глох. Мой ГАЗ-66 пришлось дважды вытаскивать на лебедке. Менял масло, на ходу ремонтировался и снова мчался по городу.

Заведующая фельдшерско-акушерским пунктом поселка Вознесенский Наталья Торгольская, на чьем попечении находится 526 взрослых и 176 поселковых детей, когда поднялась река, по колено в воде обошла все 17 улиц, чтобы убедиться: никто не остался забытым в затопленном доме. После, когда людей эвакуировали в безопасное место, всю ночь измеряла давление у пожилых, успокаивала ребятишек, отпаивала лекарствами сердечников. На вопрос: почему, когда уходили под воду жилые строения в ее родном Нижнеудинске, в одном из которых находилась и ее собственная семья, она не поспешила к ним на помощь, пожимает плечами:

– Видно, воспитана так. Не могла оставить людей, потому что это мой долг. Моя мама ведь тоже была фельдшером. С раннего детства я видела, как ночь-полночь она бежала помогать тем, кому плохо. Я, как она, также окончила Тулунское медучилище, 38 лет работаю по специальности и до сих пор считаю свою профессию лучшей на свете.

 

«Я же не один помогал…»

Пока уходило под воду его собственное хозяйство, тонули коровы и телята, фермер Константин Хохлов всю ночь вывозил людей из затопленной деревни Евдокимова.

Узнав о наводнении, я сразу поехал к своей базе, ведь там оставалась девушка-сторож, – рассказывает Константин. – Мы красили-ремонтировали, готовились к зимнему сезону, а тут такое. Пока доехал до деревни, дорогу размыло. Пришлось добираться на тракторе, но и он застрял в трясине. Попросил знакомого довезти меня к ферме на лодке. Там перебрался в свою моторку, усадил Наталью и поехал в деревню…

Пока плыли обратно, увидели, как река, выйдя из русла, устремляется к жилым постройкам. Евдокимова – родовое гнездо Хохловых. В каждом дворе полным-полно родных и знакомых. Кто-то сам просил Костю о помощи, кого-то он едва не насильно усаживал в лодку…

– Уговаривал: берите документы и прыгайте ко мне, но некоторые упирались: погодим пока, авось пронесет, – припоминает фермер. – А через несколько часов их приходилось уже с крыш снимать – вода потолок подпирала…

Сколько в итоге вывез людей, Константин не знает:

Не считал, – говорит, – да и какая разница. Жаль, дядю Мишу спасти не сумел. Он утонул вместе с восьмилетним внуком, когда они на весельной лодке поплыли…

И поздравление с наградой тоже вызывает у него недоумение:

– Я же не один помогал, сколько людей рядом было. Все старались, как могли, а наградили меня. Даже неудобно…

Такой же награды, как Константин, также удостоились начальник караула Иркутского следственного изолятора № 5 Николай Алексеенко, генеральный директор ООО «Московский тракт» Олег Леонов, машинист тепловоза Нижнеудинского локомотивного депо Артем Мингазов, индивидуальные предприниматели Евгений Татарников и Александр Якубов. Их имена наверняка хорошо известны жителям затопленных районов. А теперь об этих людях узнают во всей Иркутской области.