Без сучка нет задоринки

«Хотите написать репортаж о моих работах?» – с таким необычным предложением обратился в редакцию Сергей Мальцев. Изделия мастера и впрямь оказались необычны. Ведь выполнены они, как выяснилось, не из массива дерева, а из сучков хвойных деревьев. Кроме того, Сергей разработал собственную технологию работы с деревом, используя в качестве соединительных элементов – миниатюрных винтиков, шкантов и замочков – опять же сучки. Автор уверен: этот уникальный материал пока не оценен по достоинству другими мастерами.

 

Мальцевское ноу-хау

Шкатулки, сундучки, коробочки, вазы, миниатюрные резные украшения и даже цепочки, покрытые филигранной резьбой. Одни, словно кость, матово светятся белым цветом, другие ласкают глаз теплым коричневато-вишневым оттенком. Разные цвета – не от того, что мастер применил различные сорта дерева, а потому, что в одном случае использовал древесину, во втором – сучок этого же дерева, который отличается не только по своей плотности и текстуре, но и расцветке. Наряду с внешней красотой и изяществом в изделиях поражает их уникальное техническое исполнение. Детали в них соединены при помощи миниатюрных деревянных гвоздиков и винтиков, выточенных из сучков. Например, вот этот корпус шкатулки для драгоценностей набран послойно. Декоративная вставка с узором в виде сказочных жар-птиц и сеточки соединены между собой деревянными шкантами длиной не больше 3,5 мм и толщиной не более 1 мм. При сборке узора использовано 70 таких деревянных гвоздиков. Шарнир и оси выполнены из сучков и крепятся к корпусу шкатулки и ее крышке опять же деревянными винтиками. Миниатюрные винтики скрепляют ножны декоративной булавки, вырезанной в виде меча. Эта булавка и подвеска «Меч Афины», с ее цепочкой, вырезаны из сучка кедра.

 

Чтобы собрать каждое изделие воедино, потребовались месяцы кропотливой работы. Эту технологию изготовления поделок из сучков хвойных деревьев Сергей Мальцев придумал и разработал сам. И пока кроме него ее больше никто и нигде не применяет во всем мире. Была, объясняет, ученица, когда работал в музее-заповеднике «Шушенское», да у той не хватило терпения. Ему же, признается, всегда доставляла наслаждение кропотливая работа, требующая не только особой сноровки и усидчивости, но и изобретательности, полета фантазии, помогающая превратить изделие в уникальное произведение искусства. Сегодня они украшают экспозиции историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское», музейного центра Площадь Мира Красноярска и частных коллекционеров.

 

Притяженье Сибири

А между тем сам Сергей Мальцев не имеет никакого специального художественного образования. Окончив школу, поступил на биологический факультет Иркутского госуниверситета, но вскоре, потеряв интерес к учебе, бросил вуз. Ездил по стране, искал себя, занимался самообразованием. Трудился видеооператором, журналистом, дизайнером, писал книги… Поскольку его всегда влекло творчество, пробовал работать в столярных мастерских. Делал мебель, а потом переключился на изготовление мелких изделий. Обратил внимание на сучки.

– Это очень красивый и необычный материал, – считает мастер. – Чрезвычайно трудный в обработке, по плотности почти как кость, но в отличие от кости живой и теплый. Посмотришь через него на солнце – как в детском калейдоскопе увидишь сказку. Свет струится, переливается, дрожит…

В одних случаях, поясняет резчик, сучки воспринимаются как готовый образ, в других – как поделочный полуфабрикат, используемый целиком или частично. Но бесформенные, на первый взгляд, они все отличаются выразительной и неповторимой пластикой. Каждый сучок – это непредсказуемая вариация природы. Так из сучков стали появляться чаши и вазы, элементы украшений, а после Сергей придумал и собственную конструкцию по изготовлению креплений.

Любимый материал Сергея Мальцева – сибирский кедр. Это дерево, по его мнению, также пока не оценено по достоинству и не открыто до конца. «В ельнике – трудиться, в березняке – жениться, в кедраче – Богу молиться», – издавна говорили в Сибири. Но на практике все обстояло иначе. Когда-то из кедра делали посуду и ложки, в советское время – карандаши и даже шпалы, пропитывая ценнейшую древесину креозотом. И только в редких случаях – мебель. Сергей же уверен – сибирский кедр – дерево сакральное, и использовать его подобным образом недопустимо. Неповторимость кедровых расщепов исключает появление двух одинаковых изделий. Каждый раз мастеру приходится импровизировать, «вписывая» придуманный сюжет в имеющуюся заготовку. Природа выступает полноправным участником творческого процесса и по праву разделяет с резчиком его успех. И создавать свои произведения Сергей, по собственному признанию, может только в Сибири. Ему не единожды предоставлялась возможность уехать даже за пределы страны, но всякий раз он возвращался обратно.

 

Австралийский уголок

Усадьба Сергея Мальцева в поселке Ново-Разводная – место необычное. Она интересна не только тем, что здесь можно увидеть уникальные изделия мастера, но и настоящую экзотику – австралийских пастушьих собак, разведением которых занимается жена Сергея – Элита. Восемь лет назад гражданка Австралии вслед за любимым приехала в Сибирь, предпочтя сельскую жизнь под Иркутском респектабельному Сиднею.

– Я всегда любила приключения, контрасты, вот и поехала, – улыбаясь, объясняет свой выбор Элита. – Сергей занялся творчеством, я себя нашла в разведении австралийских хилеров. Когда думала, чем же буду заниматься в России, мне хотелось свое занятие как-то связать с Австралией. Но многое уже до меня сделали… Я по натуре не бизнесмен, торговля мне не очень интересна, но связь с Австралией не хотелось терять. А собак чисто для себя мы всегда планировали завести, вот и стала искать, какая порода нам бы подошла. Так вышла на хилеров. Сначала привезли для себя, потом для разведения. Теперь оба занимаемся тем, что делает нас счастливыми.

Их семейное счастье, говорят супруги, держится на четырех составляющих: творчество, музыка, природа и собаки. А еще на друзьях, которых у Элиты и Сергея неимоверное количество. Ведь каждый, кому посчастливилось хоть краешком приобщиться к жизни этой удивительной пары, тут же попадает под их обаяние.

– Во всем сучок виноват, – смеются Сергей и Элита. – Знаете выражение «Без сучка и задоринки»? Так говорят, когда имеют в виду, что дело выполнено без помех, безукоризненно. Мы же на свой лад фразеологизм переделали. В нашем понимании, без него не было бы у нас задора.