О чем расскажут школьникам офицеры запаса?
Личный пример
Как доступно и интересно рассказать современным школьникам о нравственности? Как подобрать слова, чтобы они возымели действие? Фонд духовно-нравственного и патриотического воспитания имени В.Г. Распутина выиграл президентский грант с проектом «Офицеры запаса – молодежи!» Первая офицерская группа уже прошла обучение. Уроки состоятся в детских коллективах разных районов области.
Так уж получается, что общество возложило обязанности по воспитанию молодежи, формированию у них духовно-нравственных ориентиров на школу. И как известно, лучший пример – личный. Раньше педагоги за уроками нравственности и патриотизма часто обращались к живым легендам – участникам Великой Отечественной войны. Те в меру своих сил приходили в школы, рассказывали о подвиге советского народа, любви к Родине, доброте, отзывчивости и прочих качествах, которые должны быть присущи каждому человеку.
– Ребята на уроках их внимательно слушали. Но сегодня участников войны практически не осталось, – говорит полковник запаса, участник боевых действий в Афганистане, председатель Фонда духовно-нравственного и патриотического воспитания Александр Ширяев. – Я 34 года занимаюсь патриотическим воспитанием. Мы с Валентином Григорьевичем Распутиным дружили многие годы и как-то обсуждали, кто заменит участников войны в качестве продолжателей традиций, обычаев. Пришли к выводу, что замена найдется в лице хорошо подготовленных офицеров запаса. Мы планируем их обучить методике, рассказать о своем опыте.
Тот исторический ресурс, который имеет каждая семья, нужно поднять и заинтересовать нынешнего подростка. Так молодой человек поймет, что он не Иван, не помнящий родства. А если решится на что-то асоциальное, то будет знать, что тем самым позорит не только себя, но и предков.
Полковник в отставке, член совета ветеранов 30-й воздушной армии Сергей Ильяшенко
Проект «Офицеры запаса – молодежи!» высоко оценили на федеральном уровне. По мнению экспертов, большинство мероприятий и проектов по патриотическому воспитанию сводится к начальной военной подготовке. А что у молодого человека остается после этого в голове, как он распорядится полученной информацией, можно только гадать.
Первая группа прошла учебный курс в конце августа, вторая собирается в конце сентября.
– Первоначально мы хотели обучить группу из 12 офицеров запаса, – поясняет директор Байкальского института духовно-нравственных основ семьи и общества, созданного при содействии Фонда имени В.Г. Распутина, психолог, педагог, одна из создательниц проекта Наталья Паскевская. – Заранее мы размещали информацию о предстоящем наборе в газетах, интернете, очень переживали, наберется ли необходимое нам количество желающих.
Но реальность превзошла ожидания. Вместо 12 офицеров запаса принять участие в обучении захотели 38 человек. Причем практически половина из них вовсе не военнослужащие запаса, а социальные педагоги, психологи, воспитатели образовательных учреждений, спецшкол, кадетских классов, детских центров, работники культуры. Люди приехали из Иркутского и Балаганского районов, Ангарска, Усолья-Сибирского.
Один из представителей офицерского состава группы – полковник в отставке, член совета ветеранов 30-й воздушной армии Сергей Ильяшенко.
– Одно время я был председателем комиссии по патриотическому воспитанию Правобережного округа Иркутска. Меня интересовал другой аспект воспитания молодежи – исторический, а именно – создание музеев. Когда ветераны уходят, многие их личные вещи зачастую оказываются на свалке, не ценятся преемниками должным образом, – рассуждает военный в отставке. – В рамках работы ветеранской организации я бываю в школах, всегда интересуюсь, есть ли музей, может быть, стенд. Когда чувствую, что директор напрягается, потому что нечего предъявить, я эту тему сворачиваю, хотя знаю, что на школе висит мемориальная доска, или рядом находится дом, где проживал человек, внесший вклад в развитие города.
Как сберечь историю, сохранить память в современных условиях? Школы, которые плотно сотрудничают с ветеранами, к примеру, не могут принимать их документы на хранение. У школы просто нет для этого помещений. Остается только воспитывать молодежь, разъяснять им значение простых, но забытых слов.
– Очень надеюсь через этот проект внести свою лепту в воспитание молодого поколения, основываясь на своем опыте и ощущениях. Тот исторический ресурс, который имеет каждая семья, нужно поднять, и заинтересовать нынешнего подростка, преподав информацию с помощью современных технологий. Так молодой человек поймет, что он не Иван, не помнящий родства. А если решится на что-то асоциальное, то будет знать, что тем самым позорит не только себя, но и предков, – подчеркивает Сергей Ильяшенко.
В числе слушателей курсов и директор Дома культуры из села Бирит Балаганского района Марина Карповская.
– У нас в селе не осталось ни одного ветерана, некого пригласить для того, чтобы пообщаться с ребятами, – рассказывает она. – По патриотическому воспитанию мы проводим большое количество мероприятий: фестиваль военно-патриотической песни, концерты и митинги, посвященные событиям Сталинградской битвы, блокаде Ленинграда, 23 февраля, 9 Мая, Дню России, Дню памяти, Дню флага… Сюда приехали, чтобы узнать новое. Таких курсов нигде нет, а разнообразить нашу воспитательную работу с ребятами хочется.
Слушателям выдали разработку «Урока нравственности», рассказали также об особенностях подросткового периода, психологических аспектах общения, познакомили офицеров-педагогов с методикой проведения занятий. Обучение для слушателей в рамках проекта бесплатное.
После завершения обучения второй группы 30 сентября – 1 октября проект, скорее всего, не завершится.
– Нам регулярно звонят из территорий и просят провести обучение дистанционно. Не каждый может приехать в Иркутск, – продолжает Наталья Паскевская. – Думаю, мы пойдем навстречу, разработаем специальную программу и для таких слушателей.