Комедия «Горе от ума» открыла 170-й театральный сезон в Иркутском драмтеатре
Счастье от ума
Бессмертную комедию «Горе от ума.,:…!-?» Александра Грибоедова поставил на основной сцене Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова главный режиссер Станислав Мальцев. В его интерпретации название не случайно содержит почти полный набор знаков препинания, ведь он пытается сценическими средствами освободить эту историю от стереотипов школьной программы. В итоге благодаря магии театра мы можем убедиться в том, что это произведение и сегодня звучит свежо и современно, а каждый зритель может поставить в конце свой знак препинания. Этим спектаклем здесь открылся 170-й театральный сезон.
– Комедию Грибоедова «Горе от ума» я полюбил еще в школе, мне очень понравились эти гениальные стихи, которые уже давно разобраны на афоризмы, – рассказал Станислав Мальцев. – Когда я поступал в театральную студию, то выбрал монолог Фамусова. Наверное, с тех пор я и хотел поставить спектакль «Горе от ума». Мечту удалось воплотить в жизнь на иркутской сцене в юбилейный для театра год и в Год театра. Это одна из тех пьес, которые создали наш русский театр и русский язык. Словом, «Горе от ума» – вечная история.
В спектакле царит зима, и почти все время идет снег. Главный художник театра Александр Плинт и художник по костюмам Оксана Готовская погружают зрителей в сонное царство. Здесь головные уборы дам напоминают пышные ночные чепцы, а мундиры господ – домашние халаты. Жизнь похожа на заурядный сон, а чувства – холодны и рассудочны. В оформлении сцены преобладают холодные оттенки, и все вокруг заливает голубоватый свет. Однако все вдруг волшебным образом преображается, когда на сцене появляется Александр Чацкий (Алексей Орлов (I)). Он приносит в дом Фамусовых солнечный свет и чемодан с апельсинами, теплоту во взгляде и горячие чувства в сердце.
– «Горе от ума» – очень личная история для Грибоедова, которая касалась его семейных взаимоотношений, – отметил Станислав Мальцев. – Еще автор не любил зиму, а действие пьесы происходит в самое холодное время года, после Рождества. Отсюда возникло сценографическое решение с постоянно идущим снегом. И герои благодаря костюмам похожи на стаю птиц, которая пытается сохранить свой дом. Еще костюмы напоминают домашнее торжество, пижамную вечеринку, сонное царство, куда попадает Чацкий. Он их тормошит и тем самым раздражает, ведь люди, которые не хотят просыпаться, начинают раздражаться, когда их будят.
Но что находит он в доме своего детства? Его юношеская любовь Софья (Екатерина Константинова) – лицемерная и рассудочная барышня, которую лишь раздражают пылкие и остроумные речи Чацкого. Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, слыша смелые рассуждения, считает его опасным заговорщиком. Несмотря на это, герой не теряет надежды обрести любовь, и на сцене оживают его воспоминания – появляются мальчик и девочка – Софья и Чацкий в детстве. Но сердца обитателей этого дома давно засыпало снегом формальностей и приличий, и Софья выбрала себе удобного жениха – умеренного и аккуратного Алексея Молчалина (Сергей Дубянский, Василий Конев). Отец же прочит ей в мужья настоящего солдафона – полковника Сергея Скалозуба (Антон Залетин). Чацкий не может поверить, что его возлюбленная отдала сердце кому-то из них.
– По нашей версии Софья собирается выйти замуж за Молчалина, чтобы не выходить за Скалозуба, – считает Станислав Мальцев. – Они любили друг друга с Чацким, и эти чувства воскресают вновь, но Софье просто не хватило времени, чтобы определиться с чувствами. Кроме того, она находится в плену у своей семьи и не может пойти против воли отца.
Все заканчивается как в бреду. Софья на званом вечере объявляет Чацкого сумасшедшим. Герой и впрямь уже чувствует себя так, будто он попал в «желтый дом». Даже его старый друг Платон Горич (Александр Дулов, Алексей Лобанов), в уста которого Грибоедов вкладывает остроумные монологи о браке, верит в его безумие. В финале герой становится свидетелем того, как Софья разоблачает двуличного Молчалина, который за ее спиной ухлестывает за горничной Лизанькой (Анастасия Пушилина). Чацкий негодует. На его голос сбегается весь дом. А после коронной фразы Фамусова о том, «что же станет говорить княгиня Марья Алексевна», на сцену опускается огромное замерзшее окно, которое отделяет Чацкого от этого мира лжи и лицемерия.
– Из всех тем меня в этом произведении больше затронул вопрос семьи и то, почему самые яркие, чуткие и талантливые люди не нужны своей стране, а «Молчалины блаженствуют на свете», – подчеркнул Станислав Мальцев. Грибоедов сам разбирался со своей семьей, матерью. «День как жизнь» – это про Грибоедова.
Интересно, что текст комедии «Горя от ума», ее конфликты и сюжеты и сегодня кажутся современными. Таких фамусовых и молчалиных сегодня можно обнаружить в каком-нибудь государственном учреждении. Общественное мнение также ядовито и скоро на суждения, как и во времена Грибоедова, и чацких, людей с открытой душой и пламенным сердцем, по-прежнему не так уж много.