Реконструкцию переселения крестьян в Сибирь воссоздали в Черемховском районе

Сибирь показалась раем. Жители Приангарья прошли дорогами предков

Верхом на лошадях, в телегах, пешком. Творческую реконструкцию переселения крестьян в Сибирь по Столыпинской реформе воссоздали в Черемховском районе. По этому поводу здесь прошли выступления творческих коллективов, выставка старинных предметов быта и народных ремесел. А кульминацией стала установка мемориального знака, посвященного ходокам и крестьянам из Могилевской губернии Гомельского уезда – основателям белорусского села Белая Падь.

Мужики не могли прокормить свои семьи, вот и поехали. Конечно, все они были немножечко авантюристами, потому что без авантюризма осваивать чужие земли не получится. Что в то время означала Сибирь? Ею же всегда пугали, а на деле все оказалось совсем не страшно.

Совсем как 110 лет назад. На лошадях, в телегах, доверху набитых домашним скарбом, пешком по сибирскому бездорожью, через ямы и ухабы, но с песней. Они выдвинулись поутру из Черемхово за сто километров – туда, где их предки из Могилевской губернии основали деревню с красивым названием Белая Падь. Участниками Дня памяти стали потомки многочисленных белорусских семей – крестьян Шайковых, Пушковых, Волковых, Поляковых, Котовых, Андреевых… Кому-то из них еще довелось родиться в деревне, основанной их предками, а кто-то знает о ней лишь по рассказам бабушек и дедушек.

– Люди поехали в Сибирь, потому что голодно жили в Белоруссии. Особо пахотных земель там не было: болота да леса, – говорит правнучка ходока Сысоя Шапарова Ирина Конякина. – Мужики не могли прокормить свои семьи, вот и поехали. Конечно, все они были немножечко авантюристами, потому что без авантюризма осваивать чужие земли не получится. Что в то время означала Сибирь? Ею же всегда пугали, а на деле все оказалось совсем не страшно.

Сибирский край с его необозримыми просторами переселенцам и впрямь казался раем. Непроходимую тайгу назвали по-своему, по-белорусски – пущей. А родной деревне дали красивое звучное имя – Белая Падь. Вот и ручей, с которого все началось. Остановились возле него мужики: кругом леса, луга, чернозем, и решили – здесь теперь будет их новая родина. Распахали земли, развели скот, поставили крепкие избы-пятистенки. Сеяли хлеб, сажали картошку и лен. В советское время организовали колхоз, открыли начальную школу, детский сад, магазины. Разве кто-то мог тогда предположить, что спустя всего каких-то шесть десятков лет с момента строительства их деревня будет признана неперспективной, а его жители расселятся в соседние районы – Аларский и Заларинский, либо переедут в Черемхово и Свирск. Сегодня, как более века назад, здесь по-прежнему шумит лес и одиноко журчит ручей. А о том, что на этом месте когда-то жили люди, напоминает только старый сельский погост с покосившимися крестами на заросших могилах, да едва видимые направления вместо бывших улиц…

На этом кладбище захоронены моя бабушка и прадед, но, к сожалению, их могил я не нашла. Наверное, сгорели при пожаре, – сокрушается Людмила Соловьева. – Я проживала в Белой Пади примерно до четырех лет. Иногда в памяти всплывают отдельные картины из детства: детский сад, в который нас с братом водила мама, и где работала сама, школа с большим зеленым деревом во дворе, ворота на въезде в деревню, которые открывались утром и закрывались вечером, дедушкин дом с широким высоким крыльцом, сени с земляным полом и коваными сундуками… Помню деда Якова, сильного, крепкого старика, дожившего до 93 лет…

– Я тоже хорошо помню деревню, – вступает в разговор Анатолий Речицкий. – Учился здесь до четвертого класса. Как весело и вольготно в ней жилось нам, ребятишкам! Пропадали то на рыбалке, то в лесу, объедались малиной, брусникой, грибы собирали ведрами, черемуху – охапками. Хорошо помню своего деда Гаврилу, который приехал в Сибирь в числе первых переселенцев. В 1914 году его уже из Белой Пади призвали на фронт, когда началась Первая мировая война. Вернулся калекой, без глаза, но работал не покладая рук до своего последнего часа. Отец мой уже трудился в колхозе бригадиром. Сохранилась даже грамота за 1951 год с профилем Сталина, за добросовестную работу в колхозе. Сейчас смотрю вокруг, и слезы наворачиваются: было это все, нет ли…

На пригорке, где некогда располагалась школа деревни Белая Падь, прибывшую делегацию торжественно встречают жители соседнего бурятского села Хандагай. По традиции они угощают гостей белой пищей, а после начинается концерт творческих коллективов. Русские, белорусские, украинские и бурятские песни и танцы исполняют артисты народного хора русской песни «Свирчанка» и народный ансамбль «Свирские зори», фольклорный ансамбль «Крыниченька» из села Александровск Аларского района и вокальный народный ансамбль «Квяточак» из села Бабагай Заларинского района, задорными частушками радует гостей солистка ансамбля «Отрада» Таисия Исакова из Черемхово. На выставке народно-прикладного творчества авторские куклы в национальных костюмах демонстрирует мастерица Светлана Кушнер из села Бабагай, домотканые половики, выполненные по старинной технологии – ее землячка Наталья Иванова, вышивки по льну – жительница села Александровск Любовь Сизикова. Среди экспонатов немало и чудом сохранившихся предметов старины. Уникальные белорусские рушники своей прабабушки привезла показать Алина Заикина, а Игорь Воронков похвалился старинной прялкой, которую смастерил его прадед Егор.

Кульминацией праздника стала установка памятного мемориального знака – шестиметрового православного креста, сделанного из лиственницы, вмонтированного в бетонное основание. По бокам его гранитные таблички с именами 12 первопроходцев ходоков-белорусов из сел Ивановка и Тереничи Могилевской губернии Гомельского уезда, основавших в 1909 году поселение Белая Падь.


В Черемховском районе установили мемориальный знак белорусским переселенцам

Инициаторами проведения данного мероприятия стала общественная организация «Белорусы Черемхово». Для восстановления и сохранения исторической памяти о подвиге крестьянских семей различных национальностей во времена массового переселения народов России в Сибирь в конце XIX – начале XX века общественной организацией был разработан проект «Через века, через года – помните!» Тема, которую он затрагивает, близка и понятна черемховцам, свирчанам, заларинцам, населению Черемховского и Аларского районов, поэтому проект получил поддержку мэров этих территорий и объединил его жителей. В начале апреля общественники провели межмуниципальную краеведческую конференцию для школьников, в мае – День волонтеров, на месте захоронения ходоков и первых поселенцев – основателей села Белая Падь организовали уборку кладбища. Установка памятного знака стала очередным этапом социального проекта.

Этим проектом мы надеемся утвердить в сознании молодого поколения чувство долга перед предками, сострадания, идеи благотворительности и добра, поэтому в дело по сохранению святой памяти вовлечены не только потомки переселенцев, но и молодежь, – пояснил председатель совета местной национальной культурной автономии «Белорусы Черемхово» Василий Ракито. – История забывается, страшно подумать, что станет с нами и нашими потомками, если она канет в Лету, если мы не сохраним то, что имеем. Занимаясь благоустройством таких мест, надеемся научить молодежь бережнее относиться к истории нашей страны и сохранить память для будущих поколений.