Сессия 3С: законы, которых ждали
Более 50 вопросов рассмотрели депутаты на заседании 20-й сессии Законодательного Собрания. Главным итогом стало принятие законов, направленных на поддержку жителей районов, пострадавших от наводнения.
Рядом с людьми
Открывая сессию, председатель ЗС Сергей Сокол напомнил, что она отмечает годовой рубеж работы областного парламента третьего созыва.
– Год был весьма непростым и вместе с тем продуктивным. Мы не отступили от своей принципиальной позиции – не допускать экономии в социальной сфере. Много ездили по разным территориям области и продолжим эту нужную практику. Депутат не имеет права сидеть в кабинете, он должен быть рядом с людьми, рядом со своими избирателями, знать, чем они живут, какие у них проблемы, – подчеркнул спикер.
Обсуждение мер, направленных на оказание помощи людям, пострадавшим от наводнения, депутаты провели в рамках рассмотрения альтернативных проектов законов, разработанных парламентариями и губернатором Иркутской области. Они, в частности, предусматривают освобождение от налогов граждан и организаций, подвергшихся стихийному бедствию. Законопроекты, предложенные парламентариями, планировалось рассмотреть на сессии в июле, однако по инициативе фракции КПРФ они были исключены из повестки. После чего главой региона были внесены законодательные инициативы, альтернативные депутатским.
Председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Лариса Егорова призвала депутатов в ходе обсуждения оставить в стороне политические амбиции и сосредоточиться на главном:
– Жизнь на пострадавшей территории должна как можно быстрее войти в нормальное русло, и наш долг конструктивными действиями способствовать этому процессу.
Компенсировать ущерб
Первыми на сессии были рассмотрены законопроекты, предусматривающие освобождение от уплаты транспортного налога за 2018 и 2019 годы жителей населенных пунктов и организаций, но только за 2019 год. В ходе сравнительного анализа выяснилось, что законопроект, внесенный депутатами, предусматривает предоставление льготы всем организациям, в то время как альтернативным законопроектом предлагалось освободить от налога только субъекты малого и среднего предпринимательства.
– Наш комитет провел анализ перечня предприятий, пострадавших от наводнения. В их числе десятки местных производителей, предприятия сферы ЖКХ, школы, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, – пояснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова.
Парламентарии согласились с тем, что не следует сужать круг организаций, получающих поддержку, и приняли в окончательном чтении законопроект, внесенный группой депутатов.
Два других альтернативных законопроекта касаются освобождения от налога на имущество организаций и предприятий, пострадавших от наводнения. Вариант, предложенный депутатами, предполагает освобождение от этого вида платежа всех организаций, губернатор же вновь выступил за распространение льготы только на предприятия, включенные в реестр малых и средних. Замминистра экономического развития Иркутской области Марина Петрова отметила, что в случае принятия депутатского законопроекта крупные корпорации, которые имеют подразделения в разных муниципалитетах, могут воспользоваться ситуацией и подать налоговые декларации на все свое имущество именно в тех районах, где действует освобождение от налога. Это отрицательно скажется на доходах бюджета Иркутской области.
В ходе обсуждения выяснилось, что вероятность такого развития событий крайне незначительна. Во-первых, предусмотренная льгота распространяется только на период, связанный с наводнением, а во-вторых, налоговая служба имеет возможность устанавливать такие случаи путем проведения проверок с последующим принятием мер. В результате был принят проект, внесенный депутатами.
Сравнительный анализ потребовался и законодательным инициативам, касающимся выплаты компенсации жителям населенных пунктов, пострадавшим от наводнения, за погибший урожай, утраченный домашний скот, разрушенные надворные постройки. Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Александр Гаськов отметил, что проекты закона отличаются перечнем мер поддержки и размерами выплат за отдельные виды утраченной собственности. Например, в законопроекте депутатов предусмотрена конкретная компенсация за разрушенные паводком теплицы. По итогам голосования в первом чтении был принят проект закона региональных парламентариев, работа над ним продолжится.
Объединить все ресурсы и возможности
По мнению депутатов, эффективной формой поддержки жителей пострадавших территорий станет освобождение от внесения платы за электроэнергию. С этой целью на прошедшей сессии они приняли закон, которым предусматривается, что расходы, связанные с оказанием этой коммунальной услуги в период действия паводка, возьмет на себя областной бюджет.
– Энергетики пока не отправляли квитанции, ожидая решения депутатов. Теперь жители, чьи дома и имущество оказались под водой, получают еще одну меру поддержки, которая им сегодня крайне необходима, – сказал один из авторов законодательной инициативы, спикер Сергей Сокол.
Руководитель фракции КПРФ в ЗС Андрей Левченко высказал мнение, что в вопросе о предоставлении такой формы поддержки населения депутаты вправе рассчитывать на встречные шаги со стороны структур, занимающихся производством и снабжением электрической энергией. Он сообщил, что группой депутатов направлено обращение к руководству компании En+ Group о компенсации региональному бюджету тех расходов, которые казна понесет в связи с принятием закона об освобождении населения пострадавшей территории от платы за электроэнергию.
За более активное участие крупного бизнеса, действующего на территории Иркутской области, высказалась вице-спикер ЗС Ольга Носенко. Она напомнила, что правительством РФ принята программа восстановления жилья, объектов социальной транспортной и коммунальной инфраструктуры, поврежденных или утраченных в результате наводнения в Иркутской области.
– Крупные компании должны принять участие в реализации этого масштабного плана действий, рассчитанного на четыре года, – сказала Ольга Носенко. – Это станет свидетельством их социальной ответственности за дальнейшее развитие региона.
Большое значение для восстановления нормальной жизни в пострадавших территориях имеют меры, предусмотренные еще одним законом, принятым на сессии ЗС. Он предусматривает предоставление бесплатного двухразового питания учащимся школ, расположенных в зоне паводка. В ходе обсуждения председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова отметила, что такую форму поддержки должны получать не только те дети, которые сейчас фактически проживают на пострадавшей территории, но и те, кто сейчас выехал в другие районы, поскольку их семьи потеряли все имущество. Соответствующие поправки были внесены в законопроект в рамках второго чтения.
В ходе сессии парламентарии рассмотрели и одобрили инициативу группы депутатов, предложивших бесплатно предоставлять гражданам земельные участки для ведения садоводства и огородничества, взамен утраченных в результате паводка. Соответствующий закон стал последним в числе законодательных мер, направленных на поддержку населения, принятых на сентябрьской сессии ЗС.
– С депутатами я неоднократно был в подтопленных районах, видел масштабы бедствия и знаю, как они ждали принятия этих законов. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы положенная пострадавшим людям помощь была оказана как можно скорее, – подчеркнул Сергей Сокол.
С бедностью надо бороться
На сессии в окончательном чтении принят проект закона «О величине прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области на 2020 год». Он составит 9 тысяч 497 рублей, что на 656 рублей больше, чем в текущем году. На основании данной величины предоставляются доплаты тем пенсионерам, уровень дохода которых меньше прожиточного минимума.
– В нашем регионе претендовать на доплату смогут около 93 тыс. пенсионеров. Для реализации их права понадобится 2,8 млрд рублей. В связи с изменениями законодательства, субъект РФ может воспользоваться субсидией из федерального бюджета. По предварительным данным, максимальный процент софинансирования составит 79%, однако решение на федеральном уровне еще не принято, – пояснила министр труда и занятости Иркутской области Наталья Воронцова.
Депутат Антон Романов положительно оценил факт увеличения размера прожиточного минимума для пенсионеров. Однако он обратил внимание на недостатки, которыми отличается методика расчета этой величины. По мнению парламентария, она не отвечает реалиям, сложившимся в регионе. Уровень бедности в Иркутской области выше, чем в среднем по стране, пенсионеры остаются самой незащищенной частью населения. А защищать их необходимо от инфляции, роста цен на товары и коммунальные услуги.
На другой существенный недостаток действующего порядка определения величины прожиточного минимума обратил внимание помощник председателя Совета ветеранов Иркутской области Валерий Лукин.
– На территории нашего региона официально устанавливаются два размера потребительской корзины – для северных территорий и остальных районов, поскольку цены на продукты питания и другие товары на севере существенно выше, – заявил общественник. – В связи с этим величина прожиточного минимума пенсионера тоже должна быть дифференцированной. Прожиточный минимум – определяться по месту жительства пенсионера, а не существовать в виде некоей средней величины.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко разделил озабоченность коллег несоответствием существующего положения требованиям социальной справедливости. Он считает, что решение проблемы требует создания рабочей группы, в состав которой должный войти областные парламентарии, представители правительства региона, общественных организаций. Совместными усилиями необходимо разработать проект закона Иркутской области, которым установить право пенсионеров, проживающих в северных территориях на специальную выплату из областного бюджета.
– В результате принятия предложенного законопроекта величина прожиточного минимума для пенсионеров существенно вырастает. Тем не менее нельзя забывать и о других мерах социальной поддержки, в которых нуждается старшее поколение. Работу над совершенствованием законодательства в этом направлении надо продолжить, – подвел итоги обсуждения Сергей Сокол.