Александра Макарова: Мы оперативно реагируем на запросы рынка
Что нужно сегодня бизнесу? Как видят банки сегодня потребности предпринимательства и что готовы предложить в ответ? Об этом мы поговорили с Александрой Макаровой, управляющим ВТБ в Иркутской области.
– Александра Анатольевна, какой инструментарий нужен сегодняшнему бизнесу для развития?
– Традиционно при выборе банка-партнера клиенты рассматривают его надежность, стабильность и технологичность, готовность вникать в задачи бизнеса и предлагать доступные инструменты для их решения. Сегодня на платформах банков формируется своеобразная цифровая «среда обитания» для предпринимателей. Выбирая банк для обслуживания, клиенты не только оценивают стоимость расчетно-кассового обслуживания (РКО), но и удобство онлайн-сервисов, функциональность интерфейса, перечень банковских операций, которые можно осуществить дистанционно без посещения офиса. В рамках новой стратегии ВТБ мы нацелены на то, чтобы удовлетворить эти потребности. Не секрет, что конкуренция за клиентов сегмента среднего и малого бизнеса на рынке ужесточается, и банки постоянно разрабатывают новые программы для привлечения предпринимателей.
– ВТБ тоже в числе тех, кто готов предлагать новые условия обслуживания?
– Безусловно, одним из ключевых направлений ВТБ является развитие инструментов и сервисов, включающих предложения с эффективными комплексными решениями для клиентов малого и среднего бизнеса. Совсем недавно мы предложили бизнесу новую унифицированную линейку пакетов услуг РКО, которая включает четыре пакета: «На старте», «Самое важное», «Все включено», «Большие обороты». Если коротко, то при подключении любого пакета можно открыть расчетный счет как в российской, так и в иностранной валюте без взимания дополнительной платы к стоимости пакета. При использовании интернет-банка обслуживание счета в рублях и проведение рублевых внутрибанковских платежей также будет осуществляться бесплатно. Количество включенных в пакет межбанковских переводов зависит от вида выбранного пакета. Кроме того, к отдельным пакетам можно подключить дополнительные опции, которые позволят клиенту увеличить объем уже включенных в пакет услуг, либо добавить новые услуги.
– Запуск любого бизнеса требует вложений. Может ли предприниматель на этом этапе сэкономить на банковском обслуживании?
– Мы понимаем, что для растущего бизнеса особенно важно быстро и с минимальными затратами получать качественное банковское обслуживание. Поэтому предлагаем компаниям, еще не имеющим у нас расчетных счетов, подключить пакет услуг «На старте», который предусматривает льготные условия обслуживания без оплаты стоимости пакета в течение года с даты открытия счета.
– Что еще нужно предпринимателю в современном мире, и что банк готов предложить?
– Внедрение новых продуктов – далеко не единственный фокус нашего внимания. На сегодняшний день онлайн-услуги, необходимые для потребностей наших клиентов, являются значительной составляющей развития ВТБ. Поэтому в соответствии с принятой банком стратегией основной фокус внимания направлен на развитие цифровых каналов. Качество сервиса совершенствуется, продуктовая линейка ВТБ становится более технологичной и удобной, трансформируется под потребности клиентов. Сегодня практически 100% необходимых платежей предприниматель может осуществить дистанционно. Причем совсем не важно, в какой точке мира он находится. Мы видим, что представители малого бизнеса, среди которых много молодежи, очень ценят такую мобильность.
Безопасность онлайн-операций обеспечивается многоступенчатой системой защиты информации, построенной на механизме многофакторной аутентификации клиента, и электронной подписью с использованием сертифицированных средств защиты.
– Если брать малый бизнес, то куда нужно бросить усилия сегодняшнему начинающему бизнесу? Получить бухгалтерские знания, изучить налоговый учет, юридические аспекты?
– Безусловно, эти знания важны, но владеть всей информацией, особенно на этапе становления бизнеса, сложно. Потому мы активно расширяем возможности онлайн-банкинга. Сервис, доступный в приложении «ВТБ Бизнес онлайн», востребован не только для проведения платежей, но и для ведения электронной бухгалтерии. Система автоматически производит расчет налогов и зарплаты, готовит отчетность онлайн и направляет ее после акцепта владельца бизнеса в ФНС, ПФР и т.д. Другими словами, от клиента не требуются специальные бухгалтерские знания, что очень актуально для малого бизнеса и ИП. Сервис подходит для любой системы налогообложения, и предприниматель может бесплатно получить консультации специалистов по налогам и учету. Он позволяет в электронном формате обмениваться документами, заверенными электронно-цифровой подписью, не только с банком, но и с контрагентами, компаниями-партнерами, налоговыми органами, социальными фондами.
– То есть банк сегодня готов предоставить сервис, который поможет решить задачи развития?
– Фактически на платформе банков сегодня формируется своеобразная цифровая «среда обитания» для предпринимателей. Внедрение обучающих программ, получение доступа к нефинансовым сервисам, проведение семинаров, в том числе онлайн, по разным аспектам деятельности ведет к тому, что банки со своей стороны формируют максимально комфортные условия для развития бизнеса клиентов. И все это вводится в практику уже сейчас. Наша экспертиза позволяет, опираясь на накопленную базу данных по всей России, провести риск-анализ и предложить клиенту оптимальные модели развития направлений бизнеса, выхода на малоизученные рынки, формирования новой продуктовой линейки. Особенно это актуально для небольших компаний, у которых не всегда хватает ресурсов для стратегической оценки принятых решений и их последствий.
Отражаются ли эти масштабные задачи на результатах вашей текущей работы?
– Если говорить о статистике, то по итогам полугодия наш кредитный портфель превысил 77 млрд рублей. На долю корпоративного бизнеса приходится 21,5 млрд рублей, большая часть которого – кредиты среднему и малому предпринимательству. В этом сегменте наш портфель за полугодие вырос на 14%.
В заключение отмечу, что ВТБ оперативно реагирует на запросы рынка и трансформируется под его потребности, внедряя новые технологии. Для нас важно, чтобы каждый клиент без труда пользовался современными цифровыми услугами расчетно-кассового обслуживания, при необходимости получая профессиональную поддержку специалистов банка. В развитии бизнеса наших партнеров кроется залог успеха ВТБ.