Населенные пункты исключить из Прибайкальского нацпарка невозможно - У. Рамазанов
В России не существует правовой процедуры исключения земель из границ особо охраняемой территории федерального значения, следовательно, сейчас вывести населенные пункты из состава Прибайкальского национального парка невозможно. Об этом на пресс-конференции 15 октября 2019 года сообщил директор «Заповедного Прибайкалья» Умар Рамазанов.
Про его словам, границы Прибайкальского национального парка были определены постановлением совета министров СССР, генеральная схема создана в 1986 году, но границы ПНП так и не были поставлены на кадастровый учет. Тогда в состав ПНП были включены земельные участки без изъятия их из хозяйственной деятельности, в том числе населенные пункты. В 73 поселениях в границах ПНП живут около 12 тыс. человек. «Сейчас идут споры, включать их в состав или нет. Но они уже были включены в нацпарк на момент его создания», – сказал Умар Рамазанов. И подчеркнул, что вывести их можно, если только изменить федеральное законодательство об особо охраняемых территориях.
Общественные обсуждения по границам Прибайкальского национального парка, которые инициировало министерство природных ресурсов и экологии России, завершились 2 октября. По предложению Минприроды в состав нацпарка войдет дополнительно 15 тыс. га. Это северная часть острова Ольхон, а также степи в южной части – 9 тыс. га. Кроме того, Дабатская дача Иркутского лесничества – 3 тыс. га и участок в 3 тыс. га в Шелеховском районе, который когда-то хотели включить в ООТ регионального значения «Витязь», но не сделали этого. «Заповедное Прибайкалье» готовило документы по границам ПНП, которые были установлены в 1986 году. По словам Умара Рамазанова, после утверждения документы будут направлен в Росреестр, чтобы границы ПНП были поставлены на кадастровый учет.
Умар Рамазанов заявил, что жителям населенных пунктов выгоднее находится в составе ПНП, потому что иначе им нельзя будет выйти за пределы поселений без разрешения, а если для отдыха и туризма, то еще и придется платить. «Около 80% населенных пунктов граничат с трех или четырех сторон с особо охраняемой территорией. А на ней косьба, пастьба скота, сбор дикоросов и дров – только для проживающих в границах нацпарка граждан. Сейчас все дается бесплатно», – сказал директор «Заповедного Прибайкалья».
По его словам, турбизнесу тоже выгодно работать в границах ПНП. Приказ №643 Минприроды России ограничивает любую деятельность на особо охраняемой территории, кроме той, которая направлена на ее развитие. После постановки границ Прибайкальского национального парка на кадастровый учет пройдет зонирование земель, и на тех землях, которые предназначены для рекреации, можно будет легально вести турбизнес, разумеется, при соблюдении экологических требований, подчеркнул Умар Рамазанов. Иначе, по его словам, те туристические объекты, которые были построены до 1986 года, могут быть снесены. Байкальская природоохранная прокуратура уже направила более 100 таких исков в суды.
Однако жители Ольхонского района не согласны с тем, чтобы населенные пункты были включены в ПНП. Они считают, что будут заключены в резервации, в которых даже не смогут распоряжаться своим имуществом, а за разрешением переставить забор им придется обращаться в Москву – в Минприроды России. Местные жители проводят акции протеста, направляют письма в региональные и федеральные органы власти. Их поддерживает в этом вопросы и правительство Иркутской области.