Приговор Копылову оставили без изменений
11 октября Иркутский областной суд, рассмотрев апелляционную жалобу на приговор, вынесенный Эхирит-Булагатским судом бывшему мэру Ольхонского района Сергею Копылову, оставил все без изменений.
«Прошу суд учесть…»
С 24 сентября Иркутский областной суд приступил к рассмотрению апелляционной жалобы на приговор. Напомним, в июне текущего года Эхирит-Булагатский районный суд вынес обвинительный приговор в отношении бывшего мэра Ольхонского района, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий главой органа местного самоуправления). По данным следствия, будучи мэром Ольхонского района, Сергей Копылов знал, что на территории Прибайкальского нацпарка ведется реконструкция дороги Баяндай – Еланцы – Хужир, он позволил подрядной организации вести добычу гравия, что «повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении ущерба почве, местам произрастания объектов растительного мира, среде обитания беспозвоночных животных». Сергей Копылов был взят под стражу в зале суда в связи с изменением ему меры пресечения с денежного залога на заключение под стражу.
К прениям в областном суде приступили 4 октября. Сначала выступил обвиняемый – бывший мэр Ольхонского района Сергей Копылов, потом его адвокаты и представитель потерпевшей стороны.
В ходе заседания у председательствующего судьи возникло несколько вопросов к бывшему мэру Ольхонского района. Один из них – на каком основании обвиняемый распоряжался землями, которые, по его утверждению в суде первой инстанции, являлись паевыми.
– Указанные кадастровые участки не являются паевыми. Земли вокруг – да, такие, они находятся в собственности, там расположена какая-то ферма и периодически возникает строительная активность. Распоряжался, потому что был уверен, что эти 112 тысяч квадратных метров – неразграниченная территория, не находящаяся в федеральной собственности, – ответил Сергей Копылов.
– Как вы определяли, какие земли разграничены, какие нет? – спросил вновь судья.
Сергей Копылов пояснил, что в администрации этим занимались сотрудники отдела КУМИ, которые сверяли все данные с Росреестром, прокуратурой и другими контролирующими структурами, после чего документы попадали на подпись к мэру.
Также обвиняемый обратил внимание, что суд первой инстанции не до конца разобрался в предоставленных фактах.
– Площадь особо охраняемой природной территории в составе Прибайкальского нацпарка составляет 103 тысячи квадратных метров, еще 46 тысяч – в составе Байкало-Ленского заповедника. Сельскохозяйственные земли – особо ценные для страны, так как производят продукцию, и изъятие их недопустимо. Схема территориального планирования Ольхонского района была согласована с 27 федеральными министерствами, ведомствами, региональными структурами. Это действующий документ, – уточнил Сергей Копылов.
Далее слово взяла сторона защиты. Адвокат Николай Змановский попросил возобновить следствие по делу в связи с новым обстоятельством. У него появилась территориальная схема (генеральный план) национального парка 1989 года, утвержденная Росагропромом РСФСР, где четко показано, что фигурирующие в деле земельные участки не входили в состав нацпарка. Суд отказал в ходатайстве, но принял во внимание данную карту.
Представитель потерпевшей стороны в своем слове указал, что кадастровые участки, проходящие по делу, находятся в составе Прибайкальского национального парка. Прокурор попросил время для дополнительного ознакомления с материалами дела, суд удовлетворил его ходатайство, отложив рассмотрение до 11 октября.
Гособвинение держит слово
В ожидании очередного заседания суда Наталья Копылова на своей странице в соцсетях поделилась воспоминанием:
– Случайно нашла запись 2016 года, на которой громкий арест Копылова, в 4 утра… Я сутки ничего не знала о нем, сидела на холодных ступеньках Следственного комитета. Следователь, в чьем производстве находилось дело, отвечал: «Не знаю, не владею». На записи муж говорит о недоразумении. В нашей семье уже была печальная история. В 1937 году моего прадеда, начальника участка на ж/д вокзале Иркутска, увезли ночью, а его жену с двумя маленькими детьми выселили на мороз из ведомственного жилья. От прадеда Николая осталось письмо: «Не переживай, Шура, я ни в чем не виноват, это недоразумение, разберутся…» Только в 1954 году мы узнали, что вот за это недоразумение мой прадед заплатил своей жизнью. Сейчас на кону – свобода моего мужа.
В ответном слове сторона гособвинения привела доказательства, что земельные участки, которые фигурируют в деле, входят в границы Прибайкальского нацпарка и находятся в федеральной собственности.
– Наличие или отсутствие таковых границ в сведениях Росреестра не свидетельствует о том, что данные границы не установлены. Попытка переложить свою ответственность на отдел КУМИ – не более чем способ защиты обвиняемого, – пояснил прокурор.
Также, по мнению стороны гособвинения, приведенные защитой доказательства, полученные в Институте географии имени Сочавы СО РАН, о том, что границы нацпарка до сих пор неясны, а сведения о них в разные годы противоречат друг другу, не соответствуют способам получения доказательств по УПК РФ и, следовательно, не могут быть использованы как таковые. Их можно расценивать лишь как мнение специалиста.
– Что касается доводов защиты о наличии на этой территории населенного пункта Кутул и овцеводческой фермы. Федеральный закон об ООПТ допускает расположение на территории нацпарка населенного пункта и не исключает ведение хозяйственной деятельности. Такой деятельностью человека невозможно причинить территории значительный ущерб. Так что этот довод защиты также несостоятелен, – подчеркнул прокурор.
Сторона гособвинения попросила судебную коллегию оставить приговор суда первой инстанции без изменений, а жалобу защиты – без удовлетворения.
Пользуясь правом реплики, обвиняемый заявил, что всегда действовал в рамках законодательства и регламента:
– Искренне не понимаю, почему обвинение предвзято игнорирует факт, что с марта 2015 года у меня даже не было полномочий на распоряжение этими земельными участками – они уже перешли в компетенцию непосредственно поселений.
Обращаясь к суду с последним словом, Сергей Копылов сказал, что хочет посвятить остаток жизни воспитанию своих детей, чтобы вырастить из них достойных членов общества, а не потратить несколько лет в заключении.
С момента вынесения приговора судом первой инстанции в защиту бывшего мэра Ольхонского района прошло множество различных акций: митинги, флешмобы, пикеты, собирающие большое число участников. Но этих аргументов оказалось недостаточно, чтобы Иркутский областной суд принял апелляцию. Приговор остался прежним. Единственная уступка – зачесть домашний арест в счет срока один к одному. Адвокаты Копылова сообщили, что будет подана жалоба в кассационный суд, представительство которого находится в Кемерово.
– Будем бороться дальше. Мой муж не виноват! Этот суд нас не услышал, мы пойдем в следующий, – заявила Наталья Копылова.
Редакция газеты «Областная» будет следить за развитием событий.