Давайте не забывать глубинку
Скудность местных бюджетов уже не раз становилась предметом обсуждения депутатов Законодательного Собрания. На днях они в очередной раз рассмотрели этот вопрос. В разговоре в режиме видеоконференции участвовали большинство мэров и председателей местных дум.
Муниципалитетам не хватает средств
По мнению председателя ЗС Сергея Сокола, оценка обеспеченности муниципальных образований порой проводится формально, без учета индивидуальных особенностей муниципалитетов.
– Уже ряд лет местные бюджеты недофинансируются. В прошлом году дефицит составил свыше 8 млрд рублей. В текущем году на сбалансированность бюджетов было выделено 5,8 млрд рублей. Но этого объема недостаточно. Во многих муниципалитетах на зарплату и коммунальные платежи уходит более 70% местных бюджетов. О каком развитии территорий можно говорить?
Спикер ЗС считает, что важно еще до формирования областного бюджета на следующий год заслушать каждое муниципальное образование о его планах, о тех расходах, которые им потребуются, и подойти к каждой территории индивидуально.
Областной министр финансов Наталия Бояринова согласилась, что оценка сбалансированности проводится формализованно. И во многом повинен в этом Бюджетный кодекс РФ, согласно которому ни один субъект РФ не имеет права применять индивидуальные подходы к муниципальным образованиям.
– Работая с муниципальными финансистами, мы постоянно просим: дайте нам предложения по улучшению методики распределения областных средств. И должна сказать, что многие из этих предложений учтены.
По словам министра, при обсуждении проекта бюджета краеугольным камнем становится именно межбюджетное регулирование.
– Часто слышу предложения мэров, – сказала министр финансов, – увеличивать объем условно нецелевой финансовой помощи, которая распределяется муниципалитетами самостоятельно. Причем увеличивать такими же темпами, какими растут собственные доходы областного бюджета. Давайте посмотрим, что происходит в реальности. Если за последние пять лет доходы увеличились на 73%, то объем нецелевой финансовой помощи вырос в 2,2 раза. Что ходить далеко: в нынешнем году по сравнению с прошлым рост доходов областного бюджета составил 5,2%, а объем нецелевой помощи увеличился на 17%.
Никого не устраивает нынешнее финансовое правило: уменьшать муниципалитетам сумму дотаций на величину полученных ими добавочных доходов. Это, конечно, не стимулирует муниципальные образования к наращиванию собственной доходной базы. С будущего года, как сообщила Наталия Бояринова, таких вычетов больше не будет, а напротив, для тех муниципальных образований, у которых есть прирост налоговых доходов сверх среднеобластного уровня, предусматриваются иные межбюджетные трансферты в объеме данного прироста, своего рода стимулирующие премии за активность.
По мнению министра, дефицит местных бюджетов можно сократить, перенеся сроки уплаты двух налогов: земельного и на имущество физических лиц, которые поступают в доходы местных бюджетов. Сейчас их начинают уплачивать с 1 декабря.
– Весь год вы живете без собственных доходов. Можно выйти с законодательной инициативой в Госдуму о переносе уплаты на более ранние сроки, лучше всего на первый квартал.
Более часа министр финансов отвечала на вопросы, волновавшие муниципалитеты. Она согласилась с представителями Белореченского муниципального образования, год назад объединившегося с Мальтинским муниципалитетом, что для таких территорий следует в течение трех лет сохранять прежний уровень дотаций, чтобы покрыть накопившиеся долги.
Мэр Жигаловского района Игорь Федоровский попросил сохранить процедуру предварительного согласования бюджетов муниципальных образований.
– С кадрами на селе проблема, – сказал он. – Что скрывать, у работников, занимающихся формированием бюджета, еще низкая квалификация. Хотелось бы, чтобы министерство финансов обеспечивало нас какими-нибудь методическими материалами, из которых можно было бы узнать об изменениях финансового законодательства.
Глава Баклашинского муниципалитета Шелеховского района Николай Сафонов рассказал о проблеме, с которой они столкнулись:
– Наше поселение быстро развивается. Население за последние два года выросло с 7 тысяч до 16 тысяч. А нам дотацию на выравнивание, одним из критериев которой является именно численность, рассчитывают по результатам прошлой переписи. Разберитесь, пожалуйста.
Вице-спикер ЗС Ольга Носенко считает, что в бюджеты муниципальных образований надо закладывать средства не только на текущие расходы, но и на развитие: инновационную и инвестиционную деятельность.
Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская подчеркнула, что, по данным, полученным от городских округов и районов, средств до конца года не хватает, поэтому остро необходима еще одна корректировка бюджета в 2019 году.
Как констатировала председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова, нехватка средств местных бюджетов не позволяет некоторым муниципальным образованиям заложить зарплату бюджетникам на весь год.
– Есть необходимость как минимум предусмотреть выплатить зарплату в декабре нашим бюджетникам, учителям. И первейшая наша задача – это определить объем межбюджетных трансфертов, с которым мы заходим в новый финансовый год.
О зарплате муниципальных служащих
Темой совещания стал также вопрос о заработной плате глав муниципальных образований и муниципальных служащих. Открывая обсуждение этого вопроса, Сергей Сокол заявил: «Главы территорий должны получать достойную плату».
Судя по информации, представленной начальником управления социально-трудовой сферы и оплаты труда областного министерства труда и занятости Марией Любимкиной, беспокоиться не о чем: заработная плата глав муниципалитетов находится в ведении самих органов местного самоуправления. Ее размер назначают местные депутаты.
– С 1 июля текущего года в соответствии с поручением губернатора области нормативы формирования расходов глав сельских поселений увеличены в среднем на 27%, а в тех поселениях, где численность населения до одной тысячи человек, увеличение составило 37%. Средняя зарплата составляет 62 тысячи рублей. Зарплата же муниципальных служащих увеличилась по сравнению с прошлым годом на 6%.
А вот по мнению Натальи Дикусаровой, в реальности все выглядит не так блестяще:
– Было постановление Законодательного Собрания об увеличении в этом году заработной платы главам муниципалитетов при индексации на 4%. Только единицы глав смогли выполнить это постановление.
Как считает глава Тыретского муниципального образования Заларинского района Павел Преловский, зарплата муниципальных служащих не соответствует объему работы, который им приходится выполнять:
– Из 40 полномочий, которые на нас возлагаются, мы взяли на себя 39, то есть практически все. А сотрудников администрации всего восемь. Нагрузка большая. Мы ко всем прочим обязанностям еще и пожары тушим, налоги собираем, коноплю косим… А зарплата у моих специалистов 21 тысяча, такая же, как у вахтерши в местном Доме культуры, которая не отвечает ни за что. Хороший специалист на такую зарплату не пойдет. Я не хочу сказать ничего плохого о своих людях, они стараются, но кроме старания нужно обладать и квалификацией. Два года отработают, накопят кое-какой опыт, и до свидания. Нет, без повышения зарплаты мы опытными специалистами не обзаведемся.
По словам главы Ключи-Булакского муниципального образования Братского района Татьяны Галац, в самом сложном положении находятся поселения, относящиеся к четвертой дотационной группе, то есть практически не имеющие собственных доходов. По соглашению, заключаемому с министерством финансов, они не имеют права увеличивать как зарплату главы администрации, так и муниципальных служащих. В случае нарушения они лишаются поддержки из областного бюджета.
– Развитие области невозможно без развития каждого населенного пункта. Но с теми специалистами, которые приходят на эту зарплату, мы развиваться не сможем. Спасает то, что у нас в администрации большинство пенсионеров, которые добавляют к зарплате свои пенсии. Наши депутаты хотели поднять мне заработную плату, даже приняли такое решение, но выполнить его мешает соглашение. Так и остается моя зарплата на уровне завхоза детского сада, что, конечно, не повышает авторитет главы администрации.
Завершая обсуждение, Сергей Сокол отметил, что в ближайшее время предстоит работа над проектом закона об областном бюджете на следующий год. Работа над бюджетом будет вестись во взаимодействии с муниципальными образованиями.
– Нам необходимо посмотреть, что можно сделать для развития территорий на перспективу, в том числе и на законодательном уровне, для расширения доходного потенциала местных бюджетов. Муниципалитеты должны стать состоятельными в финансовом плане, – резюмировал спикер.