Гейрат Шабанов – путь певца и артиста

Каждое появление на сцене артиста Иркутского государственного музыкального театра им. Н.М. Загурского Гейрата Шабанова не остается незамеченным. Его красивый сильный баритон давно покорил сердца сибиряков. Новым подарком для зрителей стала партия мистера Икса в оперетте «Принцесса цирка», которую он исполнил проникновенно, с тонкими интонационными нюансами. О своем творческом пути и покорении иркутской сцены артист рассказал в интервью газете «Областная».

 

– Гейрат, когда вы увлеклись музыкой?

– Мое детство прошло в поселке Октябрьский Чунского района. Лет в 15 я начал играть на гитаре и петь дворовые песни. Потом самостоятельно изучил нотную грамоту и теорию музыки, стал исполнять более серьезные произведения. Выступал в самодеятельности. И о том, что мое увлечение может вылиться во что-то большее, я даже не помышлял. После школы музыка отошла на второй план. Я женился, у меня родился ребенок, нужно было кормить семью. Несмотря на быт, все равно продолжал заниматься вокалом. В это непростое время меня поддерживала педагог Галина Александровна Менькова, к которой я в свободное от работы время ездил заниматься за 18 километров от дома.

– Как вы переехали в Иркутск?

– С творческим коллективом «Камертон» мы участвовали в конкурсе фестиваля «Сияние России», который проходил на сцене Иркутского музыкального театра. Я спел песню «Ты моя мелодия», и после этого ко мне подошел директор Владимир Константинович Шагин, которому понравилось мое исполнение, и он пригласил меня на службу в театр. Как потом оказалось, ему посоветовали обратить на меня внимание артисты театра Лариса Маркова и Любовь Полякова. Предложение от директора музыкального театра было для меня полной неожиданностью, но я ухватился за возможность уехать из поселка, ведь все, что там происходило, вводило меня в состояние уныния, и я понимал, что никаких перспектив развития у меня там нет. Благодаря этому счастливому случаю мое хобби переросло в профессию, от которой я получаю огромное удовольствие.

 

– В России много талантливых исполнителей. Найти свой стиль, быть узнаваемым очень сложно.

– На самом деле путь певца включает в себя много составляющих, в том числе, определение собственного звучания, воспитание музыкального вкуса. Я очень много слушаю и таким образом учусь у певцов мирового уровня: Владислава Сулимского, Романа Бурденко, Дмитрия Хворостовского, Лукаса Мичема, Хиблы Герзмавы и многих других. Кроме того, дельные профессиональные советы дает мой педагог Виктор Васильевич Лесовой.

 

– Не планируете получать высшее музыкальное образование?

– Я в этом году поступил в ГИТИС на факультет музыкально театра. Конечно, заочное обучение не лучший вариант для артиста, но пусть лучше будет так, чем никак. У меня есть потребность постоянно развиваться, ведь я человек самокритичный. Тем более в певческом искусстве нет предела совершенству, и чем дольше ты поешь, тем меньше в себе уверен.

 

– Есть ли у вас любимый жанр?

– Я очень люблю оперу. Считаю ее самым высоким искусством. Хотя я пел всего в одном оперном спектакле – «Евгений Онегин» в музыкальном театре. К сожалению, в Иркутске не оперный зритель. Возможно, когда-нибудь мы его воспитаем, но, на мой взгляд, на это уйдут годы. Еще я люблю работать в оперетте. В «Принцессе цирка» сыграл мистера Икс. Помню, когда только пришел в театр, мечтал об этой роли, а сейчас – это уже свершившийся факт.

По своему опыту могу сказать, что ария мистера Икс – это не самое сложное место в спектакле, в постановке есть еще несколько непростых дуэтов. Фактически в этой оперетте артист поет одну мелодию, и сложность в том, чтобы исполняя одну и ту же музыку, выразить разные эмоции. Помню, я нашел фонограмму мистера Икс, когда еще не работал в театре, но исполнял ее так, как на тот момент мог. Кстати, наша прима Елена Волошина, когда я приехал в театр, говорила, что мое амплуа – герой. Я рад, что в итоге все сложилось, и мне удалось исполнить эту роль.

 

– О каких ролях вы мечтаете теперь?

– Мне бы хотелось петь в опере. Исполнить Роберто в «Иоланте». Мечтаю исполнить партию в операх Верди. Еще люблю Чайковского, Пуччини, барочную музыку. Словом, мне нравится любая опера.

 

– Помимо работы в спектаклях, вы выступаете с сольными программами?

– Да, есть концерт, посвященный Муслиму Магомаеву, который оказал на меня огромное влияние, чье творчество я очень люблю. Сейчас с Евгением Коневым совместно разрабатываем к весне новую программу на сцене Иркутской областной филармонии.

– Что для вас важнее – быть певцом или актером?

– Мне все интересно, ведь слово «артист» подразумевает обе эти составляющие. В опере тоже важно играть. Мне, кстати, очень интересно было бы поработать в кино или в драматическом спектакле. Пусть даже ради эксперимента.

 

– Откуда у вас такое необычное имя?

– Имя мне дал мой отец, никого не спросив, как это принято у него на родине, в Азербайджане. С этим именем я, честно говоря, не очень хорошо себя чувствовал всегда. Все Васи и Пети, а я – Гейрат. Кем я только не был: и Герой, и Геной… Вообще-то мое полное имя Гейрат Намос. Это имя тюркского происхождения, и в большинстве источников означает – честь и достоинство. Для меня это, кстати, очень важные качества в жизни.